Светлана, мать трехлетней Ани, рассказывает: «Мы с дочерью гуляли во дворе и увидели, что на лавочке возле подъезда сидит наш сосед. Я почувствовала, как Аня сразу же напряглась. «Привет, Аня», – сказал сосед, когда мы подошли ближе. Аня, которая до этого охотно со мной разговаривала, прижалась к моим ногам и замолчала. Когда ее молчание продолжалось слишком долго, сосед нахмурился. Мне одновременно хотелось позаботиться о дочери и увести ее, уверив соседа в том, что она не проявляет невежливость и не боится его. Кроме того, я стала беспокоиться, что подобные встречи сделают Аню неуверенной в себе. Часто мы предполагаем, что дети-интроверты, как и застенчивые дети, которые действительно испытывают беспокойство из-за социальных причин, не уверены в себе. Известная американская писательница Сьюзен Кейн, автор книги «Сила интровертов», говорит: «У детей-интровертов нервная система устроена иначе, чем у их более общительных сверстников. Интроверты проявляют более позитивные реакции в спокойной обстановке». Но даже в сложных условиях ребенок может развить свои социальные навыки и научиться комфортнее себя чувствовать среди окружающих. Чтобы помочь ребенку этого достичь, родителям следует придерживаться таких рекомендаций. Измените способ общения Застенчивые дети невольно могут получать от родителей сообщения о том, что с их поведением что-то не так. Когда другой взрослый безуспешно пытается заговорить с вашим ребенком, а вы говорите: «Извините, мой ребенок застенчив», ребенок может подумать, что вы оба считаете застенчивое поведение чем-то неправильным. Вместо этого скажите: «Сейчас он чувствует себя немного смущенным». Так вы признаете чувства ребенка в определенный момент и то, что он не всегда так себя чувствует. Ребенок может опять стать общительным, когда вернется домой. Принимая чувства ребенка, вы даете ему возможность опираться на то, кем он является на самом деле. Будьте открыты к диалогу Следите за тем, какие ситуации заставляют ребенка замкнуться в себе. Например, в случае с Аней мама могла спросить ее: «Что случилось, когда сосед заговорил с тобой? Ты почувствовала себя некомфортно?». Такие разговоры помогут вам лучше понять поведение ребенка. Затем вы можете придумать способы исправить подобную ситуацию в следующий раз. Например, если ребенок отказывается поздороваться с кем-либо, предложите ему здороваться с помощью кивка головы или просто улыбки. Это поможет ребенку понять необходимость определенных действий во взаимоотношениях с окружающими в школе и других жизненных сферах. Практикуйте общение Каждый человек может чувствовать себя подавленным, находясь в шумной или незнакомой обстановке. Но, если взрослые могут с этим справиться, то у маленьких детей эти навыки еще не развиты. Поэтому им необходима практика в общении. Когда родители мягко включают ребенка в различные социальные ситуации, это позволит ему постепенно развивать свои навыки, чувствовать себя более комфортно и лучше взаимодействовать со сверстниками. Старайтесь не вовлекать ребенка в большие группы и не принуждайте его к общению: это может вызвать у него беспокойство и еще большее нежелание общаться. Начните с малого: инициируйте общение с другим ребенком, а затем поощряйте его включаться в большие группы. Не удивляйтесь, если ваш тихий ребенок выберет себе в собеседники более общительного сверстника – так он лучше будет развивать социальные навыки. Планируйте наперед Заблаговременно придумайте способы справиться с тревогой ребенка. Например, в случае, если он идет на День рождения друга и не знает, как себя вести, скажите ему: «Поздоровайся с другом и поздравь его». Можно также отрепетировать эту сцену. Можно также дать ребенку с собой игрушку или игру: это может инициировать общение с другими детьми. Избегайте случаев, когда ребенок придет последним и будет вынужден включаться в шумную компанию. Приходите раньше, и тогда новоприбывшие дети будут сами подходить к вашему ребенку. Поддерживайте ребенка Дети всегда хорошо реагируют на положительное подкрепление, и ваш застенчивый ребенок – не исключение. Если вы будете хвалить его за новые достижения, то повысите его уверенность в себе. Поощрение не должно быть материальным. Например, если вы пообещаете ему мороженое за то, что он поговорит с другом, то он может подумать, что общение настолько неприятно, что за него предлагают поощрение. Вместо этого хвалите ребенка за его успехи в социальной жизни и признавайте его достижения. Например, если он хорошо проводит время на вечеринке, скажите ему: «Я вижу, тебе весело». Так ребенок и сам поймет, что он способен общаться со сверстниками.

06.03.2024 Воспитание

Светлана, мать трехлетней Ани, рассказывает: «Мы с дочерью гуляли во дворе и увидели, что на лавочке возле подъезда сидит наш сосед. Я почувствовала, как Аня сразу же напряглась. «Привет, Аня», – сказал сосед, когда мы подошли ближе. Аня, которая до этого охотно со мной разговаривала, прижалась к моим ногам и замолчала. Когда ее молчание продолжалось слишком долго, сосед нахмурился. Мне одновременно хотелось позаботиться о дочери и увести ее, уверив соседа в том, что она не проявляет невежливость и не боится его. Кроме того, я стала беспокоиться, что подобные встречи сделают Аню неуверенной в себе.  Часто мы предполагаем, что дети-интроверты, как и застенчивые дети, которые действительно испытывают беспокойство из-за социальных причин, не уверены в себе. Известная американская писательница Сьюзен Кейн, автор книги «Сила интровертов», говорит: «У детей-интровертов нервная система устроена иначе, чем у их более общительных сверстников. Интроверты проявляют более позитивные реакции в спокойной обстановке». Но даже в сложных условиях ребенок может развить свои социальные навыки и научиться комфортнее себя чувствовать среди окружающих. Чтобы помочь ребенку этого достичь, родителям следует придерживаться таких рекомендаций.  Измените способ общения  Застенчивые дети невольно могут получать от родителей сообщения о том, что с их поведением что-то не так. Когда другой взрослый безуспешно пытается заговорить с вашим ребенком, а вы говорите: «Извините, мой ребенок застенчив», ребенок может подумать, что вы оба считаете застенчивое поведение чем-то неправильным. Вместо этого скажите: «Сейчас он чувствует себя немного смущенным». Так вы признаете чувства ребенка в определенный момент и то, что он не всегда так себя чувствует. Ребенок может опять стать общительным, когда вернется домой. Принимая чувства ребенка, вы даете ему возможность опираться на то, кем он является на самом деле.  Будьте открыты к диалогу  Следите за тем, какие ситуации заставляют ребенка замкнуться в себе. Например, в случае с Аней мама могла спросить ее: «Что случилось, когда сосед заговорил с тобой? Ты почувствовала себя некомфортно?». Такие разговоры помогут вам лучше понять поведение ребенка. Затем вы можете придумать способы исправить подобную ситуацию в следующий раз. Например, если ребенок отказывается поздороваться с кем-либо, предложите ему здороваться с помощью кивка головы или просто улыбки. Это поможет ребенку понять необходимость определенных действий во взаимоотношениях с окружающими в школе и других жизненных сферах.  Практикуйте общение  Каждый человек может чувствовать себя подавленным, находясь в шумной или незнакомой обстановке. Но, если взрослые могут с этим справиться, то у маленьких детей эти навыки еще не развиты. Поэтому им необходима практика в общении. Когда родители мягко включают ребенка в различные социальные ситуации, это позволит ему постепенно развивать свои навыки, чувствовать себя более комфортно и лучше взаимодействовать со сверстниками. Старайтесь не вовлекать ребенка в большие группы и не принуждайте его к общению: это может вызвать у него беспокойство и еще большее нежелание общаться. Начните с малого: инициируйте общение с другим ребенком, а затем поощряйте его включаться в большие группы. Не удивляйтесь, если ваш тихий ребенок выберет себе в собеседники более общительного сверстника – так он лучше будет развивать социальные навыки.  Планируйте наперед  Заблаговременно придумайте способы справиться с тревогой ребенка. Например, в случае, если он идет на День рождения друга и не знает, как себя вести, скажите ему: «Поздоровайся с другом и поздравь его». Можно также отрепетировать эту сцену. Можно также дать ребенку с собой игрушку или игру: это может инициировать общение с другими детьми. Избегайте случаев, когда ребенок придет последним и будет вынужден включаться в шумную компанию. Приходите раньше, и тогда новоприбывшие дети будут сами подходить к вашему ребенку.  Поддерживайте ребенка  Дети всегда хорошо реагируют на положительное подкрепление, и ваш застенчивый ребенок – не исключение. Если вы будете хвалить его за новые достижения, то повысите его уверенность в себе. Поощрение не должно быть материальным. Например, если вы пообещаете ему мороженое за то, что он поговорит с другом, то он может подумать, что общение настолько неприятно, что за него предлагают поощрение. Вместо этого хвалите ребенка за его успехи в социальной жизни и признавайте его достижения. Например, если он хорошо проводит время на вечеринке, скажите ему: «Я вижу, тебе весело». Так ребенок и сам поймет, что он способен общаться со сверстниками.

Во время летних каникул жизнь ребенка полна увлекательных занятий и интересных событий. Родители могут использовать это время для того, чтобы укрепить самооценку ребенка. Рассмотрим 10 простых способов сделать это.

1. Позвольте ребенку выбрать веселое занятие для всей семьи на выходные. Если он еще маленький и такое поручение может оказаться для него слишком сложным, можно дать ему несколько вариантов на выбор. Не забудьте похвалить ребенка за отличный выбор.

2. Предложите ребенку попробовать какое-либо новое для него занятие (например, новый вид спорта, игру на музыкальном инструменте или танцы). Скажите ему: «Что бы ты ни выбрал, я знаю, что ты приложишь к этому все усилия. У тебя получится».

3. Используйте долгие прогулки или поездки, чтобы поговорить с ребенком о самооценке. Напомните ему: «Если у тебя будет получаться хорошо танцевать или играть в футбол – это здорово, но я всегда буду любить тебя, несмотря ни на что. Я буду любить тебя просто за то, что ты – это ты».

4. Вместе с ребенком изучите что-то новое – например, узнайте название растения, которое вы увидели на прогулке или изучите историю вашего города. Скажите ребенку: «замечательно, что ты интересуешься многими вещами. Ты такой умный и так быстро узнаешь что-то новое».

5. Откажитесь на один день от чего-то, привычного для вас (например, от кофе или мобильного телефона). Предложите ребенку сделать то же с самое (например, не брать в руки планшет или свою любимую игрушку). Объясните ребенку, что наши любимые предметы могут приносить нам пользу или вызывать интерес, но мы можем быть счастливы и без них.

6. Поручите ребенку новые обязанности по дому, передайте ему больше ответственности. Поручите ему что-то, что, по вашему мнению, он сможет хорошо выполнять. Когда ребенок справится с новым заданием, не забудьте его похвалить.

7. Если ребенок самокритичен (например, если он говорит: «Я глупый» или «Я никогда не смогу хорошо играть в эту игру»), не пытайтесь сразу же отрицать его слова («Нет, это не так»). Лучше спросите ребенка: «Почему ты так думаешь?» Позвольте ему объяснить свои чувства – так, вероятно, вы сможете лучше ему помочь.

8. Предложите ребенку сделать подарок или открытку знакомому ребенку из небогатой семьи, пожилому соседу или родственнику. Напомните ему: «Помогая другим людям, ты сам начинаешь чувствовать себя лучше».

9. Купите ребенку тетрадь и предложите ему вести дневник под названием «Я верю в себя». Предложите ему каждый вечер записывать несколько положительных вещей, которые произошли с ним за день. В конце недели вы можете вместе с ребенком читать записи о том, что хорошего произошло за это время.

10. Смейтесь вместе с ребенком. Создайте в вашем доме счастливую, безопасную и вдохновляющую атмосферу. Ребенок должен понимать, что дом – это место, где он может быть собой.

Метки записи:  , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также