Как сформировать у школьника желание учиться

14.10.2022 Воспитание

Как сформировать у школьника желание учиться

Свое самое первое 1 Сентября помнит каждый человек. Счастливые и чуть испуганные первоклассники в новенькой школьной форме уверены, что будут учиться только на одни пятерки.

Первые дни в школе очень интересны: новые друзья, веселые перемены, добрый учитель. Позже появляются первые трудности, ссоры, и учитель уже не кажется добрым, а желание идти в школу пропадает. Как же сформировать у ребенка желание учиться?

Школьная мотивация
Мотивация движет миром. Само слово «мотивация» произошло от «movere», что в переводе с английского означает «двигать». Достижение цели всегда сопровождается ощущением счастья. Вопрос в том, что является целью? Что важно для ребенка – решить задачу или избежать выполнения домашнего задания?

Психологический феномен мотивации кроется в успешности. Нам нравится делать то, что получается. Сформированная школьная мотивация перерастает в школьную успешность. Однако для многих современных родителей время выполнения домашних заданий является настоящей пыткой. Мало кто может похвастаться, что выполнение домашних заданий не перерастает в скандал, и только немногие могут сказать, что дети делают уроки самостоятельно.

Трудно сказать, в какой момент исчезает мотивация у детей. У одних желание учиться исчезает в первые дни в школе, у других – с появлением первых трудностей, а у третьих – со временем. Каждый родитель пытается решить проблему по-разному: платит детям за хорошие оценки, ставит в пример успешных людей, наказывает, пугает тяжелым будущим.

Школьные неудачи далеко не всегда являются показателем проблем интеллектуального развития. Чаще всего школьная неуспеваемость – это следствие сложной цепочки пробелов в знаниях и плохое усвоение материала. Но в основе всего этого лежит нежелание учиться. Согласитесь, что трудно добиться успеха в деле, которое неинтересно.

Учим ребенка строить планы
Причины отсутствия мотивации
Мотивацию к познавательной деятельности нужно формировать задолго до школы. Первые сложенные кубики, собранные пирамидки и мозаика должны сопровождаться похвалой родителей.

Каждое новое задание должно быть чуть сложнее предыдущего, чтобы ребенок учился преодолевать трудности и получать от этого радость.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования интереса к учебе. Но на практике встречается немного детей, желающих учиться.

Причина 1. Несформированность произвольного поведения.
Умение читать и писать – далеко не всё, что нужно в школе. Ребенок должен уметь подчиняться правилам, соблюдать режим, делать то, что нужно. Школьная программа не предполагает занятия физкультурой, когда хочется, – для этого есть школьное расписание. Конечно, произвольное поведение формируется в дошкольном возрасте, но начать эту работу никогда не поздно.

Причина 2. Неоправданные ожидания.
Детям часто рассказывают о школе в радужных красках: много ровесников, перемены, игры, конкурсы. В результате ребенка ждет большое разочарование и уверенность, что его обманули.

Причина 3. Физиологическая неготовность.
Многим родителям кажется, что учебные навыки – это главное, но это не так. Важно, чтобы ребенок физиологически был готов к обучению в школе: у него должна быть окрепшая рука со стабильной мелкой моторикой, сформирован иммунитет, выработана правильная осанка, развит костно-мышечный аппарат. Ослабленный ребенок будет часто болеть и пропускать уроки, что вызовет пробелы в знаниях, снижение успеваемости и «выпадение» из жизни классного коллектива.

Причина 4. Несформированность коммуникативных навыков.
Эта проблема часто сопровождает детей, находящихся на домашнем воспитании. Ребенок не умеет слушать чужих взрослых, не умеет взаимодействовать со сверстниками, непродуктивно работает в коллективе.

Причина 5. Отсутствие четкого режима дня.
Ребенок может не высыпаться и уставать. В этом случае материал будет усваиваться с трудом.

Причина 6. Неправильные методы воспитания.
Родители пытаются заставить детей учиться путем угроз, высмеиваний, жестких наказаний. Не может быть мотивации, основанной на страхе.

Причина 7. Завышенные требования к ребенку.
Важно, чтобы ваши ожидания соответствовали возможностям ребенка. Чаще всего мотивацию у детей «убивают» именно родители.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также