Как помочь детям сохранять позитивный настрой

31.05.2023 Воспитание

Как помочь детям сохранять позитивный настрой

Вряд ли для вас станет сюрпризом тот факт, что у всех нас есть «внутренний голос», с которым мы ведем приватные беседы. Исследователи в области нейронаук обнаружили, что наши «голоса» (а, по сути, наши мысли и размышления) по природе своей обладают некоторой склонностью к негативу и в значительно меньшей степени к позитиву. К сожалению, внутренние голоса детей особенно негативны и, как правило, движимы сомнениями, страхами и стыдом.

Например, один ребенок может задуматься: «Нравлюсь ли я Диме? Конечно, нет. Я не такой умный, как он». Другой ребенок может подумать: «Я хотел бы поиграть с этими ребятами. Но они никогда не принимают меня в компанию. Я люблю рэп, а они слушают рок». Эти виды негативных мыслей повторяются снова и снова… каждый день.

Подумайте о том, сколько раз дети и подростки слышат слово «нет» или переживают негатив в семьях или в классе. А ведь воздействие негативных эмоций сходно с пассивным курением. Ученые считают, что негатив вызывают определенные стрессовые химические вещества, синтезирующиеся в головном мозге. В сочетании с природным негативным внутренним голосом ребенка они могут привести к ухудшению его психического здоровья.

Хотя негатив является естественной составляющей природы детского организма, хорошее заключается в том, что родители, наставники, тренеры и учителя могут помочь ребенку изменить его фоновое эмоциональное состояние в сторону позитива. Обращая внимание на то, как мы общаемся, и понимая то, как необходимо развивать позитивное мышление, мы способны улучшить эмоциональный баланс наших детей.

Не забывайте мыслить позитивно, говорите «да» вместо «нет». Человек становится гораздо более счастливым в жизни, если неустанно повторяет «Да!».

Специалисты обнаружили, что негативные мысли связаны с усилением стресса и восприятия себя как несчастного человека, а позитивные слова и мысли – наоборот! Позитивные слова превращаются в оптимизм, веру в себя и надежду на будущее.

Что наука говорит о негативе

Ведущие ученые мира доказали, что негативные мысли, чувства и стресс связаны между собой. Например, каждый раз, когда мы произносим слово «нет», наш мозг высвобождает гормоны стресса и соответствующие нейромедиаторы, которые привносят хаос в наше нормальное функционирование.

Т. е. когда мы озвучиваем негативные мысли о болезни, страхах, беспокойстве, неодобрении или просто говорим «нет», высвобождаются дополнительные стрессовые химические соединения. И этот процесс не ограничивается только нами. Аналогичным образом реагирует и мозг людей, которые слышат наши слова, порождающие беспокойство и раздражительность у наших слушателей. В результате доверие и сотрудничество между людьми подрывается. И если ситуацию не исправить, негатив может разрушить семейные отношения и нанести эмоциональную травму.

Сила позитива

Ведущие специалисты-психологи, обнаружили, как именно положительные мысли влияют на мозг. Они показали, как преодолеть наш крен в сторону негатива, добиваясь соотношения позитивных и негативных мыслей 3:1. Более того, они утверждают, что когда мы достигаем улучшения баланса, наши личные взаимоотношения становятся более теплыми и наполненными заботой, а мы сами – более производительными в работе. Воспитывая желание стремиться к такому балансу у наших детей, мы формируем их жизнестойкость – мощный навык для успешной жизни.

Так как же мы можем помочь детям достичь оптимального баланса между негативными и позитивными мыслями? Как мы можем помочь им развить позитивное мышление?

Практики, которые помогают детям мыслить позитивно

Психологи советуют три способа развития позитивного мышления у детей:

Учите детей прекрасно проводить время. Когда человек проводит время с семьей и друзьями и делает то, что любит, это помогает ему углублять взаимоотношения. Учите детей планировать свой день так, чтобы они имели возможность проводить время с вами или кем-то близким для них, чтобы в итоге сделать счастливыми и себя, и дорогих людей. В конце дня позвольте им насладиться позитивными впечатлениями, размышляя о том, что им за день понравилось больше всего.
Убеждайте детей, что они прекрасны. Когда дети осознают, что они самые лучшие для своих любимых родителей, их уверенность в себе возрастает. Мы помогаем детям достичь этого, демонстрируя неподдельный интерес к ним и к тому, какими людьми они хотят стать в будущем. Особо помогайте им вернуть позитивные мысли и чувства в те моменты, когда дети гордятся собой и проникаются к себе обоснованным уважением. Расскажите им о том, что, на ваш взгляд, достойно такого уважения и что, соответственно, присутствует в них и дарит вам радость быть родителями таких детей. Еще один аспект развития – это становление детского самосознания. Самосознание позволяет детям видеть себя уникально непохожими на других людей. Постепенно дети приходят к осознанию собственных мыслей, чувств, взглядов и ощущений, что приводит к крепкому эмоциональному здоровью и позитивному мироощущению.
Развивайте чувство благодарности. Когда дети учатся распознавать и ценить хорошие моменты, они получают удовлетворение и радость от жизни и развивают свой оптимизм. Существует несколько способов научить детей признательности дома и в школе. Один из них – это помочь им сосредоточиться на настоящем моменте и поощрять их воображение. В тот момент когда к детям приходит вдохновение высказать свою благодарность вслух, признательность становится еще более мощным и преобразующим инструментом позитивного мировоззрения.
​Основные принципы общения, которые питают позитив

Сделайте паузу, успокойтесь. Взрослые играют большую роль в том, как дети воспринимают и реагируют на негатив. Исследование показывает, что если при общении с детьми вы замедляете свою речь, вы тем самым способствуете восстановлению их спокойствия, особенно в тех случаях, когда дети чувствуют тревогу или гнев. Помимо этого неторопливая речь углубляет взаимосвязь с людьми, позволяя им лучше понимать друг друга.
Думайте о том, что и как вы говорите. Говорите «да», когда это только возможно. Если вы не можете сказать «да», перефразируйте свой ответ так, чтобы разговор проходил в позитивном ключе. Например, если Наташа просит разрешения погулять на улице до трех часов ночи, вы, вероятно, испытываете огромное желание ответить: «Конечно же, нет!». Но вместо скоропалительного (негативного) ответа попробуйте задать вопрос, который откроет диалог на эту тему. Вы можете спросить у Наташи: «Если бы ты была матерью, что могло бы убедить тебя разрешить своей дочери гулять так поздно?». Впоследствии вы можете изменить или не изменить свое мнение, но главное, что вы вовлечете ее в содержательный разговор, который поможет ей понять ваш процесс принятия решений. И вы освободите мозг Наташи и свой собственный от необходимости синтезирования гормонов стресса!
Используйте позитивные фразы и спокойный тон голоса. Крики и ссоры стимулируют выработку в головном мозге вредных химических веществ. Если вы чувствуете разочарование в вашем ребенке, сделайте глубокий вдох и постарайтесь расслабиться, прежде чем начнете разговор. Хороший зрительный контакт и теплый тон вашего голоса посылают позитивные сигналы в мозг ребенка. Помните о том, что, когда родители разговаривают в присутствии детей, одинаково важны как слова, так и форма их подачи.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также