Как определить наличие дислексии у ребенка

17.02.2023 Воспитание

Как определить наличие дислексии у ребенка

Дислексия — это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.

У большинства людей, страдающих дислексией, проявляются до 10-ти указанных признаков и моделей поведения. Они могут проявляться как раз в день, так и ежеминутно.

Общие признаки

Обладают хорошо развитым интеллектом, четко выражают свои мысли, но при этом навыки чтения или письма у них слабо развиты.
Окружающие считают их ленивыми, глупыми, невнимательными, нестарательными или имеющими проблемы с поведением.
Нормально осваиваются в школьной среде и не требуют помощи.
Имеют высокие показатели IQ, но могут иметь проблемы со сдачей экзаменов в школе. Экзамены лучше сдают в устной форме.
Имеют низкую самооценку, искусно скрывают или оправдывают свои слабости. К своим проблемам с чтением относятся эмоционально.
Проявляют таланты в рисовании, театральном искусстве, музыке, спорте, технике, ораторском искусстве, бизнесе, дизайне или инженерии.
Окружающим часто кажется, что они витают в облаках. Могут заблудиться или потерять ощущение времени.
Имеют проблемы с концентрацией внимания.
Лучше всего учатся на практическом опыте, с помощью демонстрации, экспериментов, наблюдения и визуальных средств.
Зрение, чтение и письмо

Во время чтения испытывают головокружение, головные боли и боли в животе.
Буквы, цифры, слова и словесные конструкции сбивают их с толку.
Во время чтения или письма повторяют, добавляют, переставляют местами или пропускают буквы, цифры и слова.
Во время чтения или письма текст плывет у них перед глазами.
Окружающим кажется, что у них проблемы со зрением, хотя медицинские обследования это не подтверждают.
Тщательно вглядываются, пытаясь рассмотреть объекты, имеют недостаточно развитое пространственное восприятие и периферическое зрение.
Не понимают содержания текста во время чтения.
Пишут слова так, как слышат, не придерживаются правил орфографии.
Слух и речь

Имеют широкий диапазон слуха; слышат звуки, которые не слышат окружающие, легко отвлекаются из-за них.
С трудом формулируют мысли, выражаются отрывистыми фразами и неполными предложениями. Заикаются, испытывая стресс, неправильно выговаривают длинные слова, во время устной речи меняют местами предложения, слова, слоги.
Письмо и моторика

Испытывают трудности с письмом. Необычным способом держат ручку или карандаш. Имеют неразборчивый или часто меняющийся почерк.
Неуклюжи, имеют проблемы с координацией движений. Плохо играют в командные игры.
Слабо развиты мелкая и крупная моторика. Склонны к укачиванию в транспорте.
Одинаково свободно владеют обеими руками, часто путают левую/правую стороны, верх/низ.
Счет и тайм-менеджмент

Не могут правильно назвать время, испытывают трудности с управлением собственным временем, изучением упорядоченной информации. С трудом успевают выполнять задачи вовремя.
Считают на пальцах или при помощи других предметов. Знают правильный ответ, но не могут произвести расчет на бумаге.
Умеют считать, но с трудом могут посчитать объекты или деньги.
Умеют производить простые арифметические вычисления, но не могут освоить алгебру или высшую математику.
Память и познавательная сфера

Хорошо запоминают события, места и лица.
Плохо запоминают последовательность, факты и информацию, не связанную с личным опытом.
Мыслят с помощью образов и чувств, а не с помощью звуков и слов. Внутренний диалог развит слабо.
Поведение, здоровье, развитие и личность

Крайне неорганизованны или стремятся к порядку во всем.
В классе могут быть как хулиганами, так и тихонями.
Определенные стадии развития наступают слишком рано или слишком поздно (рано или поздно начинают говорить, ползать, ходить, завязывать шнурки).
Подвержены заболеваниям слуха, чувствительны к продуктам питания, пищевым добавкам, химическим веществам.
Имеют слишком крепкий или слишком чувствительный сон. До определенного возраста часто страдают энурезом.
Имеют слишком высокий или слишком низкий болевой порог.
Имеют обостренное чувство справедливости, эмоционально чувствительны, склонны к перфекционизму.
Остро реагируют на собственные ошибки и проявления дислексии – испытывают смущение, стресс и даже недомогание.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также