И прыгают «чистоговорки», как караси на сковородке

13.10.2017 Дошкольники

И прыгают «чистоговорки», как караси на сковородке

В каком возрасте малыша нужно показать логопеду? Что именно должно насторожить родителей? Как заниматься с крохой, чтобы у него не было проблем с речью? На вопросы читателей «РП» отвечает Валентина ЧЕРНЯКОВА, учитель-логопед высшей категории.

— Валентина Николаевна, много ли сегодня подопечных у смоленских логопедов и когда родителям в первый раз нужно прийти на прием к специалисту этого профиля?

— Учителем-логопедом я работаю 17 лет, и, к сожалению, в последнее время наметились очень тревожные тенденции: практически у 60 — 70% детей есть те или иные нарушения или отклонения, связанные с речью. Поэтому первый раз показать ребенка логопеду не будет лишним уже в возрасте 10 — 12 месяцев (а иногда и раньше), чтобы специалист проверил уровень развития мелкой и общей моторики малыша, его артикуляцию (рот, язык, щеки). Следующий раз это желательно сделать в 2 годам, когда словарный запас малыша «обогатился» уже до 200 слов.

К 3 годам его словарная копилка активно пополняется, он умеет рассказывать небольшие стихи и простые сказки, а к 5 годам ребенок должен научиться правильно выговаривать все звуки и активно пользоваться разговорной речью.

— Какие проблемы с речью чаще всего встречаются у смоленских детей?

— Многие родители считают, что страдает только звукопроизношение, но эта проблема гораздо глубже.

— А что имеется в виду под «страдает произношение»? Ребенок не выговаривает какие-то звуки?

— Да, как правило, основные три группы звуков: свистящие, шипящие и саноры — «р» и «л». У некоторых детей есть проблемы и с другими группами звуков. И родители часто обращают внимание именно на звукопроизношение. А того, что у их чад не сформирован достаточный словарь, наблюдается замена одних звуков другими, их перестановка, что ребенок опускает и искажает некоторые звуки, страдает грамматический строй речи, связная речь, не замечают. Мол, это ерунда – со временем все нормализуется! Но эта проблема должна рассматриваться шире — ведь у большинства детей сегодня бедный запас слов, и они даже затрудняются выражать свои мысли.

— Почему это происходит?

— Потому что в их жизни недостаточно общения. Родителям, а также бабушкам и дедушкам надо как можно больше разговаривать с детьми, использовать для этого любую свободную минутку. Например, идет мама с сыном или дочкой в детский сад и ведет диалог с ребенком о том, что он видит вокруг. Они обсуждают, какие на деревьях и на земле листочки, какие на клумбе цветочки. Как поют птички, дует ветер. Мама рассказывает, как называются деревья, и т. д.

Дома тоже найдется масса интересных и нужных занятий: пускать с ребенком воздушные пузыри, играть на губной гармошке, лепить, рисовать, складывать мозаику, ведь тактильные упражнения тоже влияют на развитие речи. При этом всей действия сопровождать речью.

— Есть комплекс упражнений, который может помочь восстановить или нивелировать речевые проблемы? Или можно сделать проще — набрать в рот орешков и попытаться рассказать стишок?

— Это упражнение подходит только взрослым — для развития просодической стороны речи, (дикции), более четкого произношения слов. А вот уделять как можно больше внимания при общении с детьми всевозможным пестушкам, прибауткам, «чистоговоркам» — очень эффективно. А еще играм-потешкам — «Ладушки», «Сорока-воровка» и «Расти коса до пояса»…

— Я правильно поняла: ребенок говорит «чистоговорку», а мама, например, загибает на его руке пальчики, потом они вместе в ладошке варят кашку, т. е. еще идет параллельно и массаж активных точек?

— Да, ведь уже ни для кого не секрет: ум и речь детей находятся на кончиках их пальцев. Там расположены рецепторы, которые напрямую связаны с речевыми центрами коры головного мозга. Поэтому, если у ребенка неактивные пальчики, то у него, увы, и проблемы с языком.

— Получается, что если у ребенка проблемы с речью, то это, прежде всего, недоработка родителей, которые своим дочке или сыночку уделяли слишком мало внимания?

— Да, среди многочисленных проблем мы не должны исключать и влияние окружающей среды, т. е. экологический фактор. В этом вопросе важно все: как протекала беременность мамы, были ли какие-то внутриутробные инфекции, перенесенные заболевания, асфиксия, кесарево сечение? Или все-таки речь идет о куда более желанных естественных родах?

Все имеет свои последствия. Многие родители, кстати, не знают, например, о том, что на ранних сроках беременности ребенок воспринимает только мужскую речь, поэтому папа должен с ним в это время как можно больше разговаривать. А главы семейств это делают?

— А что скажете по поводу одного-двух бокалов шампанского в честь праздника во время беременности?

— Алкоголь в это время употреблять категорически нельзя! А вот кормить малыша грудью надо как можно дольше, оптимально — до года. Но сколько у нас детей, которые, к сожалению, практически с самого рождения находятся на искусственном вскармливании! Отсюда также могут возникнуть проблемы с развитием речи.

— Валентина Николаевна, мамы, с детьми которых вы занимались, рассказывали о разработанном вами эффективном авторском комплексе, который помогает даже малышам с задержкой психоречевого развития. Интересно, а заниматься самостоятельно, используя эту методику, можно? Ведь, к сожалению, к логопеду в детских дошкольных учреждениях малыши попадают, когда им уже исполняется 5 лет, и драгоценное время, когда можно было что-то быстро исправить и скорректировать, увы, упущено…

— Да, еще Лев Николаевич Толстой в 40-летнем возрасте написал, что от рождения до 5 лет — это вся жизнь, а от 5 лет до меня 40-летнего — это один шаг, так как все основные психоречевые процессы формируются до 5 лет. И очень жаль, что именно этот самый важный период в жизни ребенка, как правило, упускается, а потом, уже в начальной школе к проблемам с речью прибавляются и проблемы с письмом. Заниматься с детьми нужно обязательно, используя при этом любую методику, в том числе и разработанную мною.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также