Цифровая гигиена: читать или не читать переписку ребенка и как помочь ему выстроить правильное отношение к гаджетам

09.02.2021 Воспитание

Цифровая гигиена: читать или не читать переписку ребенка и как помочь ему выстроить правильное отношение к гаджетам

Первое цифровое поколение

Воспринимать гаджеты в руках ребенка как абсолютное зло не совсем правильно. Любая техника — как атомная энергия, которую можно использовать и для получения энергии, и для создания оружия. Принесет ли смартфон планшет пользу или от него будет один вред — зависит от того, как и для чего его использовать. Наши дети — это первое поколение, которое с самого рождения живет в цифровом мире. А мы — первые родители, которые растят детей в таких условиях. Поэтому большинство проблем заключаются не в самой технике, а в том, что нет опыта, каких-то наработанных паттернов поведения — никто не знает наверняка, как правильно воспитывать детей в этом новом мире.

Когда речь заходит об играх и мобильных приложениях, родители больше всего опасаются, что дети с головой уйдут в виртуальный мир, игры, соцсети. И в этом случае, как правило, есть две стратегии поведения. Можно зажмуриться, закрыть глаза ребенку и делать вид, что компьютеров не существует. На мой взгляд, это проигрышная тактика: она будет работать ровно до тех пор, пока ребенок не выйдет в социум и не обзаведется друзьями, у которых есть компьютеры, телефоны и планшеты.

Второй вариант — махнуть рукой и сказать: «Да пусть сидит, зато с сомнительными компаниями не водится и ничем криминальным не увлекается». Тоже не лучшее решение. Я предлагаю другой подход: возглавить процесс и руководить! Так же, как мы знакомим детей с внешним миром и обществом, объясняя правила и предупреждая об опасностях, мы должны ввести детей в виртуальный мир.Цифровая гигиена: читать или не читать переписку ребенка и как помочь ему выстроить правильное отношение к гаджетам

Порог входа в цифровую реальность

В каком возрасте давать детям доступ к гаджетам, каждая семья решает самостоятельно, но есть и общие правила, применимые ко всем детям. До 2-3 лет ребенку в принципе не рекомендуется знакомиться с техникой. У дошкольников (от 3 до 5 лет) ведущий вид деятельности — игра и познание мира. Это должна быть реальная игра с реальными предметами и игрушками. Мозг еще не созрел, не развился полноценно, поэтому неспособен воспринимать абстрактную информацию. В этом возрасте детям нет никакой пользы от игр на мобильных телефонах и планшетах. Например, лучше показать животных в зоопарке, чем в приложении.

А вот детей 6-7 лет уже можно начинать знакомить с играми и полезными приложениями. Учить буквы и цифры, играть в шашки и шахматы, изучать строение Солнечной системы и созвездия. 20-30 минут ребенок может проводить за смартфоном или планшетом без вреда для здоровья. В возрасте 7 лет и старше можно постепенно давать доступ к компьютерным играм, учить пользоваться разными программами (например, по обработке фотографий), тренировать десятипальцевый метод печати и т.п. Важно, чтобы планшет, телефон или компьютер не стали «священной коровой» и не использовались как кнут и пряник.

Это рабочий инструмент — такой же, как пылесос, холодильник или телевизор, поэтому не стоит превращать его в метод наказания (отбирая за проступки) или поощрения (предлагая за хорошее поведение).

Цифровая гигиена: читать или не читать переписку ребенка и как помочь ему выстроить правильное отношение к гаджетам

Гаджеты можно использовать для работы, учебы, общения и развлечений, соблюдая технику безопасности. Самое важное, на что должны обратить внимание родители, — это сколько времени ребенок в день тратит на планшеты или телефон и есть ли в его жизни другие занятия и развлечений.

Посчитайте, сколько в день ваш ребенок проводит за играми/просмотром видео (мультиков)/в мессенджерах/соцсетях, сколько это в неделю, в месяц. Потом посчитайте, как много времени ребенок ежедневно проводит, общаясь с вами (речь идет именно об общении, а не молчаливом пребывании в одной комнате, когда каждый занят своими делами). Сравните оба пункта и определите, насколько вас устраивает этот баланс. Если вы понимаете, что реальное время сильно больше того, что вам кажется разумным — пора вводить правила. Если ваши дети уже школьники — можно провести эти подсчеты вместе с ними и обсудить результаты.

Кроме того, немалую роль играет и личный пример. Если мама и папа весь день у компьютера или с телефоном в руках — почему дети должны хотеть чего-то другого? Если ваша работа привязана к компьютеру — показывайте и рассказывайте детям, чем вы занимаетесь, какие программы и для чего используете. Если вы большей частью в телефоне в качестве развлечения, тостоит задуматься о том, какой это пример для ребенка.

Цифровая гигиена: читать или не читать переписку ребенка и как помочь ему выстроить правильное отношение к гаджетам

Виртуальный мир для навыков реального мира

Гаджеты предлагают огромный выбор самого разного полезного, развивающего, развлекательного и познавательного контента. Например, компьютеры и планшеты можно использовать вместо телевизора — и в этом их большой плюс, поскольку можно не смотреть навязчивую рекламу, после которой дети начинают требовать у родителей дорогие игрушки. Учите детей осознанному подходу. Возможность выбирать, что читать, смотреть, изучать — это большое преимущество компьютеров перед телевидением.

Большинство детей с удовольствием выберут мультфильмы — и нет необходимости их отговаривать и пытаться предложить какое-то «полезное» и обучающее видео. Современная анимация прежде всего ориентируется не на то, чтобы дать детям академические знания и прикладные навыки, а на то, чтобы пробудить в ребенке любопытство, зажечь желание исследовать мир и самостоятельно искать ответы на разные вопросы. Мультфильмы вдохновляют воображение, а оно, в свою очередь, способствует развитию эмоционального интеллекта и эмпатии, учит ребенка примерять на себя чужую ситуацию и принимать непохожесть людей друг на друга как самую естественную вещь.

Помимо этого, воображение способствует развитию нестандартного способа мышления: ребенку легче выходить за установленные рамки, предлагать оригинальные, нестандартные и смелые решения, быстрее и проще адаптироваться к новой обстановке и гармонично вписываться в коллектив.Цифровая гигиена: читать или не читать переписку ребенка и как помочь ему выстроить правильное отношение к гаджетам

Кроме того, мультфильмы в игровом формате учат детей социальным навыкам, рассказывают о важности дружбы и взаимовыручки, показывают различные жизненные ситуации и демонстрируют в понятной детям форме, как с ними справляются герои. Например, персонажи из вселенной мультфильмов телеканала Cartoon Network «Бен-10» — Бен и его кузина Гвен, которые нередко спорят и ссорятся, как все братья и сестры, однако они всегда готовы прийти друг другу на помощь, и любая, даже самая фантастическая инопланетная, опасность отступает, когда они действуют вместе.

Или мультсериал «Вся правда о медведях», который рассказывает о трех разных мишках — Буром, Белом и Панде. Несмотря на то, что персонажи очень разные как внешне, так и по характеру, и по психологической конституции, они очень трепетно относятся к своей маленькой семье, опекают
друг друга и справляются с трудностями всегда вместе. Именно на такое развитие эмоционального интеллекта, эмпатии и воображения нацелена современная анимация, и с этой точки зрения гаджеты могут стать хорошим помощником родителям.

Правила поведения

Ко мне как к психологу очень часто обращаются родители подростков с одной и той же проблемой: ребенок не хочет учиться и целыми днями сидит в компьютере. Во всех этих случаях есть одно общее: в семье не были установлены правила пользования гаджетами. Вводить правила в подростковом возрасте, когда идет обострение взаимоотношений, сложно, поэтому нужно делать это сразу, как
только ребенок получает доступ к технике.

1. Определите, что ребенку можно, а что нельзя.

2. Определите время пользования — сколько и в какой период дня ребенок может провести за гаджетом. За час до сна следует исключить любые устройства.

3. Рассказывайте про устройство компьютерных игр — объясните, что они специально делаются так, чтобы не хотелось останавливаться. В них предполагается легкая добыча и победа — монетки и призы: все это вызывает в мозгу выработку дофамина (гормона удовольствия), и хочется играть еще и еще.

4. Рассказывайте про рекламу, учите закрывать, отключать ее, не переходить к покупкам.

5. Не привязывайте карту к аккаунтам, которыми пользуется ребенок, чтобы он не мог случайно или специально покупать платные приложения.

6. Разнообразьте среду ребенка. У него должна быть интересная жизнь в реальности — это очень и очень важно!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также