Что такое «хорошо» и «плохо» — воспитание ребенка

13.12.2021 Воспитание

Что такое «хорошо» и «плохо» — воспитание ребенка

Воспитание ребенка — задача не из легких. Необходимо не только требовать соблюдения элементарных норм, но и самому быть живым наглядным примером. В этой статье я хочу лишь слегка затронуть вопрос воспитания и попытаться раскрыть, что же такое «хорошо» и «плохо» с точки зрения родителей и их детей.

Для ребенка хорошо все, что интересно, доставляет радость и удовольствие. У взрослого человека это понятие намного шире — для него хорошо не только то, что приятно, но и то, что полезно, достойно, разумно.

Маленький человек живет исключительно эмоциями. Он еще не знает таких понятий как полезно и вредно, опасно и безопасно, красиво и некрасиво, вежливо и невежливо. Задача взрослого — объяснить ребенку все это, показать собственным примером, продемонстрировать на опыте.

Наблюдайте за собой
С самого раннего возраста ребенок наблюдает за Вами и копирует поведение окружающих. Уже к трем годам родители точно знают, какой у ребенка характер, замечают знакомые слова в речи — свои собственные.

Главное с совсем еще маленьким ребенком — следить за собой. Говорите ребенку «спасибо» и «пожалуйста», извиняйтесь, если случайно задели его домик из конструктора, помогайте исправить. При соблюдении этого простого правила очень велик шанс, что в Вашей семье никогда не встанет вопрос отсутствия вежливости.

Признаюсь честно — вежливости я училась вместе с ребенком. Будучи и раньше тактичным человеком, за шесть последних лет ваша покорная слуга стала вежливой «до отвращения». Я улыбаюсь кондукторам в автобусе и говорю «спасибо», извиняюсь за опоздание на полминуты, и не подам даже ручки не сказав «пожалуйста». Не только мы воспитываем детей, но и они нас. Результат не заставил себя ждать. Сын всегда использует «волшебные слова» и учить его этому не пришлось, еще и замечания делает.

Однако собственный пример — это только половина дела. К возрасту трех-четырех лет наступает период «почему?». Именно сейчас начинается самая главная работа. Теперь необходимо объяснить ему, что такое «хорошо», а главное, почему это хорошо.

Что такое хорошо и плохо — воспитание ребенка
Почему «хорошо»?
Каждый знает, что честность — это прекрасно. Мы не задаемся вопросом, почему хорошо быть честным. Для взрослого человека — это постулат. Для ребенка — нет.

Очень часто за честность ребенок получает не поощрение, а наказание.

«Кто съел все конфеты? — спрашивает мама, а получив честный ответ, выносит вердикт, — значит, останешься завтра без сладкого». Какие эмоции испытал ребенок? Скорее всего, разочарование и обиду. Для ребенка хорошо все, что доставляет удовольствие и радость. Сделает ли кого-то счастливым наказание? Получив негативный опыт несколько раз, ребенок сделает вывод, что честность — это плохо.

Поощрение и наказание ребенка
Поощряйте в ребенке качества, которые сами считаете «хорошими». Похвалите его за то, что сказал честно, погладьте по голове, скажите, что гордитесь его смелостью. Так Вы продемонстрируете ему, что он поступил «хорошо», дадите ему это почувствовать.

Когда ребенок получил одобрение и положительные эмоции за хороший поступок, можно вспомнить и о съеденных конфетах. Спросите его, как он считает, правильно ли он поступил. Объясните, что он сделал не так. Например, что старенькая бабушка тоже хотела попить чай с вкусной конфетой. Возможно, Вы уже вместе с ребенком решите, стоит ли его наказывать и как это сделать.

Придерживайтесь этого принципа во всем — обсуждайте с ребенком, почему то или иное действие правильное или не правильное. Так вы научите его рассуждать, принимать решения и осознавать последствия своих поступков.

Это разовьет у малыша уверенность в себе, а главное способность принимать решение самостоятельно.

Когда следует уступить
Иногда следует, и пойти на компромисс. В жизни не так много ситуаций, когда что-то делать нельзя абсолютно. Категоричные запреты ограничивают ребенка, загоняют его в рамки. Развивающаяся личность может потерять уверенность в себе и способность принимать самостоятельные решения, или нести ответственность за свои поступки.

С ребенком не только следует обсуждать, правильно ли он поступил, но и рассматривать другие варианты, предлагать решения, идти на компромисс.

Например, ребенок на прогулке забрался в лужу. Это плохо или хорошо? Для мамы — разумеется, плохо. Именно ей придется стирать грязные штаны, сушить обувь, отмывать руки и колени, а возможно и голову своему дорогому комку извлеченной из лужи грязи. А если при этом на улице холодно — ребенок может простудиться и заболеть.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также