Без зелёных стен и грязных туалетов. Как должна выглядеть современная школа

26.04.2022 Воспитание

Без зелёных стен и грязных туалетов. Как должна выглядеть современная школа

Современная школа — это не только передовые методики и крутые учителя, но и развивающая, дружелюбная визуальная среда. О том, как создать ее без архитектора и дизайнера в эфире нашей «Радиошколы» рассказала Белла Филатова, партнер и соучредитель архитектурного бюро «Дружба», которое разрабатывает архитектурную концепцию нового образовательного центра школы «Летово».

Роль «третьего учителя»
Последние десять лет российские и зарубежные исследователи говорят, что школьная физическая среда играет для ребенка роль «третьего учителя» — после семьи и самого школьного учителя. Она напрямую влияет на качество образовательных результатов, отвечает за социальное взаимодействие, уют, комфорт, чувство безопасности. Если в XX веке основной образовательной задачей было научить детей воспроизводить полученные знания, то сейчас необходимо еще и сформировать навыки адаптации, критического мышления, работы в команде. Все это предполагает, что человек должен быть более самостоятельным, приобретать эти знания и умения не только у педагога.

Что это значит? Что вся среда школы должна как бы говорить с детьми

Все пространства должны быть прозрачными и открытыми. Так дети смогут на основе реального здания изучать какие-то инженерные коммуникации, технологические процессы: вывоз мусора, приготовление еды на кухне. Для этого не нужен учитель, ведь ученики сами постоянно находятся в этой среде. Также педагог должен обладать некоторым количеством опций, с помощью которых он сможет связывать физическое пространство школы с темой урока. Например, это может быть диджитал-слой, который проецирует на разные элементы какие-то бегущие строки, изображения — то, что нужно учителю.

Например, педагог по русскому языку объясняет понятие синонимов и у него есть проектор, который он может направить на какие-то элементы школьного двора (например, на камни) и показать, что есть этот камень, а еще есть валун, скала и т. д. Так ученики находят в школьной среде разные сюрпризы, на которые могли не обращать внимания, а для педагогов это дополнительный кирпичик, с помощью которого у ребенка будет лучше усваиваться информация. Это может быть не только диджитал-, но и мануальный слой: таблички, мелованные доски, которые педагог может менять. Принцип в том, что школьное здание и территория рассказывают нам о мире, и очень важно, чтобы педагоги научились этим пользоваться, потому что иначе это все не заработает.

Важно соприкосновение с природой
В «Летово» нам важно было создать баланс между безопасностью, возможностью присмотра за детьми и инновационными решениями. Наша зона ответственности в проекте — школьные и детсадовские дворы. Сначала мы наполнили их разными архитектурными формами и попытались тем самым сформировать образную тему, которая могла бы стать школьным лицом.

Потом мы поняли, что самое главное — это дать максимальную свободу организации пространства, полностью убрали малые архитектурные формы, детские площадки и создали ландшафтный оазис.

Школьный двор — территория, где ребенку, который живет в городе, важно соприкосновение с природой. Мы использовали всевозможные ландшафтные приемы: холмы, рельеф, воду, разные сенсорные материалы (песок, кору), разные типы озеленения. По нормативам на такой территории обязательно должны быть навесы, которые и правда нужны, но мы установили их не посередине двора, а полностью прижали к фасаду школы. Таким образом фасад на первом этаже перестал быть огромной стеной, а стал масштабен ребенку — там находятся амфитеатры, форумы, ниши для уединения детей, те же самые веранды детского сада.

Концепция нового образовательного центра школы «Летово». Проект голландского бюро Atelier PRO Architects и российского архитектурного бюро «Дружба»
Мы также создали конструктор, который позволяет собирать простые вещи: элементы мебели, макеты и модели. С помощью них педагог может объяснять какую-либо тему. Также этот конструктор позволяет создавать знаковые объекты на территории школы, которые выражают ее ценность, ее лицо. То есть не архитектор придумывает какую-то космическую тарелку, которая должна стать символом школы, а сами дети создают этот символ вместе с педагогами, родителями, администрацией школы, всем школьным сообществом.

Поводы для взаимодействия
Мы хотели ввести принцип разновозрастности. Проблема в том, что дети разного возраста не общаются между собой. У них нет возможности свободно перемещаться по территории школы или школьного двора, потому что к ним приставлен педагог, который должен за ними следить. Мы изобретали систему, при которой у учеников есть поводы для взаимодействия и общения с детьми разных возрастов, ведь младшие школьники учатся у старших, а старшие могут проявить свои организаторские навыки.

Мы сделали образовательный ландшафт на улице, в котором есть отдельные зоны, где дети могут гулять под присмотром, и есть общешкольное пространство для взаимодействия и объединения. На крышах школы мы расположили пространства, которые нигде больше не дублируются, например аграрную зону, спортивное ядро, пространство для моделирования. Все эти тематические зоны и площадки мы разбили на кластеры.

Допустим, у нас есть 12 площадок. Мы не просто делаем их все разными, а разбиваем на три кластера, по четыре площадки в каждом, и внутри этого кластера есть разнообразие деятельности. Дети не могут перемещаться по всем 12 площадкам, потому что тогда педагог за ними не уследит, но в рамках кластера, в котором стоят четыре педагога, они свободно перемещаются. Это компромиссные решения, которые предоставляют детям возможность выбирать деятельность несмотря на то, что у них нет возможности перемещаться по школе так, как они хотят.

Заборы как пространство для самовыражения
В прошлом году мы издали методическое пособие, подсказку для директоров общеобразовательных школ, как создавать школьный двор вместе с детьми как с соавторами. Для этого можно создавать временные проекты. Например, в государственной школе № 91 мы постоянно делали какие-то интервенции: в какой-то момент в школьном дворе рубили старые непригодные деревья и вместо того, чтобы все это увезти, вместе с детьми создавали некоторые объекты. Они простояли всего полгода, но это был прекрасный праздник для всего школьного сообщества: сколько людей, родителей познакомились между собой на почве этой совместной работы.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также