8 простых занятий для поднятия самооценки у детей

21.02.2023 Воспитание

8 простых занятий для поднятия самооценки у детей

«Я не смогу стать футболистом. Я слишком слабый», «Я такой никчемный, что не могу даже нормально учиться в школе». Если ваш ребенок часто употребляет подобные фразы, значит, он обладает низкой самооценкой.

Но вы не одиноки: во всем мире родители сталкиваются с такой проблемой. Задача родителей – вовремя помочь ребенку решить проблемы с самооценкой.

Рассмотрим, что такое самооценка и как ее развить.

Что такое самооценка

В психологии под самооценкой понимают субъективную оценку личности. Проще говоря, самооценка – это то, что мы думаем о себе. Важно ли то, что дети думают о себе? Да. Ребенок однажды станет взрослым. И тогда его самооценка будет играть важную роль в его жизненном выборе.

Самооценка может быть высокой или низкой. У детей с высокой самооценкой есть чувство собственного достоинства, положительный образ собственного «я» и уверенность в себе.

Самооценка не определяет шансы ребенка добиться успеха в учебе, но может повлиять на то, будет ли он чувствовать себя счастливым.

Развитие самооценки у детей

У детей самооценка развивается достаточно рано, и родители играют очень важную роль в ее развитии. Поскольку родители имеют наибольшее влияние на жизнь ребенка, все, что они говорят и делают, сильно влияет на его мышление. Рассмотрим несколько способов развить у ребенка здоровую самооценку.

Дети, которые чувствуют, что родители их любят и принимают, учатся любить и принимать себя. Когда вы обнимаете ребенка и говорите ему добрые слова, он чувствует себя любимым. Иногда для этого достаточно просто вашей улыбки.
Акцентируйте внимание на сильных сторонах ребенка, а не на недостатках. Поощряйте его использовать свои таланты и не чувствовать при этом смущения. В то же время помогите ребенку определить его слабости и найти способы исправить их.
Поощрять ребенка добиваться успеха хорошо. Но у нас не всегда получается быть успешными. Дайте ребенку понять, что иногда проигрывать – это нормально. Научите его справляться с неудачами и объясните, что успех – это не показатель ценности.
Развитие новых навыков может воодушевить ребенка. Научите ребенка новым навыкам, пусть даже не первостепенно важным (например, выращивать растения, готовить, менять колесо в машине и т.д.). Это повысит его самооценку.
Наличие выбора позволяет ребенку чувствовать себя хорошо. Время от времени давайте ребенку возможность выбирать. Это также учит его ответственности и дает понять, что каждый выбор связан с определенными рисками. Начните с малого: позволяйте ребенку выбирать одежду для прогулки, продукты, игрушки и т.д. И только после этого мотивируйте самостоятельно принимать жизненные решения.
Когда вы решаете какую-либо проблему (неважно, большую или маленькую), то испытываете чувство выполненного долга. Поэтому в следующий раз не пытайтесь решать проблемы за ребенка, а научите его самостоятельно справляться с ними. Это повысит уверенность ребенка в себе и чувство собственного достоинства.
Научите ребенка заботиться о себе и окружающих. Поговорите с ним о важности здорового образа жизни и необходимости заботы о самом себе. Научите его соблюдать правила личной гигиены и хорошо одеваться. Это повысит его уверенность в себе.
Дети от природы любознательны и стремятся пробовать все новое. Если ваш ребенок проявляет интерес каким-либо занятиям или видам спорта, не мешайте ему. Поощряйте ребенка пробовать новое, но предупреждайте его о возможных трудностях и рисках.
Например, если ребенок хочет заняться восточными единоборствами, позвольте ему сделать это. Но объясните ему, что для этого нужны практика и упорство, а это значит, что он должен будет рано вставать и тренироваться каждый день.
Поощрение важно, но похвала может принести больше вреда, чем пользы. Частое употребление слов «прекрасно» или «потрясающе» может иметь неприятные последствия для ребенка. Психологи утверждают, что слишком частая похвала мешает развитию самостоятельности у ребенка. Некоторым детям бывает некомфортно от того, что они слышат слишком много похвалы в свой адрес, и поэтому они могут специально прилагать усилия, чтобы доказать, что родители не совсем правы.

Игры и занятия для развития самооценки у ребенка

Похвала может не являться ключом к развитию самооценки и внутренней мотивации у ребенка. Но их можно развить с помощью игр. Рассмотрим некоторые из них.

1. «Я»

Любит ли себя ваш ребенок? Гордится ли он своими достижениями или только стыдится своих недостатков?

Это простое занятие поможет вам найти ответы на эти вопросы.

Вам понадобятся: диаграммная или чертежная бумага, старые журналы, клей, ножницы, фломастеры.

Как выполнять

1. Попросите ребенка написать на листе бумаги слова, которые его характеризуют. Это могут быть как положительные, так и отрицательные характеристики.

2. Затем предложите сосредоточиться только на положительных словах, которые люди говорили о ребенке.

3. Наклейте фотографию ребенка в центре листа бумаги.

4. Предложите ребенку заполнить место вокруг его фотографии положительными словами, которые его характеризуют.

5. Полученный коллаж разместите в комнате ребенка. Это усилит его положительное самовосприятие.

2. Перечислите жизненные достижения ребенка

Эффективный способ повысить самооценку ребенка – напомнить ему о его успехах.

Вам понадобятся: лист бумаги, ручка.

Как выполнять

1. Дайте ребенку бумагу и ручку.

2. Напишите на первом листе его жизненные достижения. Оставьте внизу место, чтобы можно было продолжить этот список.

3. Чтобы напоминать ребенку о том, что он обладает большим потенциалом, предложите ему каждый день перед сном рассказывать о своих достижениях.

Ежедневное перечисление достижений напоминает ребенку, что он способен на большее и развивает его уверенность в себе.

3. Положительный опыт

Это может быть групповое занятие, которым можно заниматься с друзьями или с семьей.

Вам понадобятся: ваза или коробка, карточки, место для игры.

Как выполнять

1. Предложите детям стать в круг и выдайте им по одной карточке.

2. Предложите детям записать свои имена на карточках и положить в вазу. Перемешайте карточки.

3. Каждый ребенок должен вытянуть карточку с чужим именем и написать на ней одно положительное качество этого человека.

4. Соберите карточки и снова положите их в вазу.

5. Верните карточки их владельцам и позвольте им прочитать, что о них написали другие.

Читайте также