Ребёнок и семья

29.01.2020 Воспитание

Ребёнок и семья

Стили воспитания
Воспитание имеет четыре основных стиля: авторитарный, авторитетный, снисходительный и отстраненный. Хотя ни один родитель не является последовательным во всех ситуациях, семья следует некоторым общим тенденциям в подходе к воспитанию детей. Поэтому можно описать отношения между родителями и детьми по преобладающему стилю воспитания. Эти описания содержат рекомендации для родителей, заинтересованных в понимании того, как отношения с ребёнком влияют на его развитие и здоровье.

Стиль воспитания формируется историей развития, образованием и личностью родителя; поведением ребенка; и непосредственным и более широким контекстом жизни родителя. Кроме того, на поведение родителей влияют их работа, брак, семейные финансы и другие факторы, которые определяют их действия и психологическое благополучие. Кроме того, родители в разных культурах, из разных социальных классов и из разных этнических групп воспитывают своих детей по-разному. В любом случае поведение и психологическое развитие детей связано с тем стилем воспитания, в котором они воспитываются.

Авторитарные родители
Авторитарные родители строги в своих правилах; они ожидают от ребенка абсолютного повиновения без Rebenok_i_semyaвсяких вопросов. Они также ожидают, что ребенок примет семейные убеждения и принципы без вопросов. Авторитарные родители – строгие блюстители дисциплины, часто полагающиеся на физическое наказание и отказ от привязанности. Их главная цель – сформировать определенное поведение своего ребенка.

Дети, воспитанные в таком стиле воспитания, часто бывают угрюмыми, несчастными, боязливыми и раздражительными. Они склонны к застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Если привязанность родителей сдерживается, ребенок обычно становится бунтарским и антиобщественным.

Авторитетные родители
Авторитетные родители проявляют уважение к мнению каждого из своих детей, позволяя им быть разными. Хотя в семье существуют правила, родители разрешают обсуждение, если дети не понимают или не согласны с правилами. Эти родители ясно дают понять детям, что, хотя они (родители) обладают окончательной властью, некоторые переговоры и компромиссы могут иметь место. Авторитетные родители одновременно отзывчивы и требовательны; они тверды, но дисциплинируют с любовью и привязанностью, а не силой. Они объясняют правила и свои ожидания детям вместо того, чтобы просто утверждать их.

Этот стиль воспитания часто приводит к тому, что дети имеют высокую самооценку и являются независимыми, любознательными, счастливыми, уверенными в себе и интерактивными.

Снисходительные родители
Снисходительные (разрешительные) родители практически не контролируют поведение своих детей. Если в доме и существуют какие-то правила, то они соблюдаются непоследовательно. Приводятся основополагающие причины правил, но дети сами решают, будут ли они следовать этому правилу и в какой степени. Ребёнок таких родителей знает, что ему может сойти с рук любое поведение. Снисходительные родители отзывчивы, но не особенно требовательны. Они мало чего ожидают от своих детей и мало или непоследовательно навязывают им дисциплину. Используют пустые угрозы наказания без установления пределов. Поэтому нередко происходит смена ролей: дети ведут себя скорее, как родители, а родители ведут себя как дети.

Дети разрешающих родителей могут быть неуважительными, непослушными, агрессивными, безответственными и дерзкими. Они – не уверенны в себе, потому что им не хватает руководящих принципов, чтобы управлять своим поведением. Однако эти дети часто бывают творческими и спонтанными. Несмотря на низкий уровень социальной ответственности и независимости, они обычно более жизнерадостны, чем конфликтные и раздражительные дети авторитарных родителей.

Отстраненные родители
Наконец, отстраненные родители не являются ни отзывчивыми, ни требовательными. Они могут быть небрежны или не осознавать потребности ребенка в любви и дисциплине. Дети, чьи родители отстранены от семьи, имеют большее число психологических трудностей и проблем с поведением, чем другие подростки.

Родительские заботы
На развитие ребенка влияют такие семейные обстоятельства, как развод, повторный брак и занятость родителей. Чтобы ребёнок в семье рос и развивался здоровым необходимо ответственное и требовательное воспитание. Главная забота родителей при изменении в семейном положении или трудовой жизни – не нарушать детско-родительских отношений, чтобы не навредить поведению и здоровью ребёнка.

Дисциплина – это тоже забота родителей. Поведение детей бросает вызов даже самым опытным и эффективным родителям. То, как родители реагируют на поведение ребенка, влияет на его самооценку и будущие взаимоотношения с другими людьми. Дети учатся смотреть на себя так же, как смотрит на них родитель. Таким образом, если родитель считает ребенка необузданным, ребенок начинает видеть себя таким, и вскоре его действия последовательно укрепляют такой образ самого себя. Эта модель носит название самоисполняющегося пророчества.Дисциплину не нужно путать с наказанием, поскольку она необходима для того, чтобы научить ребенка комфортно жить в обществе.

Вместо заключения
Отношения между родителями и детьми в семье состоят из комбинации поведения, чувств и ожиданий, которые уникальны для конкретного родителя и конкретного ребёнка. Эти отношения влияют на психологическое и физическое здоровье детей и их способность адаптироваться в современном социальном мире.

Из множества различных отношений, которые люди формируют в течение своей жизни, отношения между родителями и детьми являются одними из самых важных. На качество детско-родительских отношений влияют возраст родителя, его опыт и уверенность в себе; стабильность брака родителей; и уникальные характеристики ребенка.

Можно выделить четыре преобладающих стиля воспитания ребёнка в семье: авторитарный, авторитетный, снисходительный и отстраненный. Описание этих стилей помогут родителям понять свою модель поведения в отношениях с детьми, выявить полезные или негативные моменты воспитания, влияющие на развитие и здоровье ребёнка.

Читайте также