Воспитание детей в Японии. Ребенок-король и ребенок-раб в одном лице

08.07.2014 Воспитание

Воспитание детей в Японии. Ребенок-король и ребенок-раб в одном лице

Воспитание детей в Японии основывается на методике 3-ступенчатого формирования личности ребенка.

В последнее время многие наши родители начали говорить о японской методике воспитания детей. Некоторые родители уже применяют этот метод на своих детях. Что это за метод? И как он действует на психологию и поведения ребенка? Эта статья вам расскажет обо всех особенностях и тонкостях данного метода.

1. «Ребенок-король».

Когда ребенок находится в возрасте до 5 лет, ему разрешается абсолютно всё. В Японии недопустимо наказывать ребенка за какую-нибудь провинность, ему никогда ни в чем не отказывают. Какую бы он не совершил оплошность, какой бы вред не причинил имуществу, ему сходит с рук, а вина возлагается на мать.

Ребенок первый год остается как бы частью материнского тела, мать все время носит его с собой (чаще всего привязывает к себе за спиной), ночью укладывает спать рядом с собой. Так как запрещать ребенку нельзя до 5 лет, родители могут делать только предостережения — «опасно», «плохо», «грязно». Если ребенок ушибся, сама мать считается виноватой и просит у него прощения.

2. «Ребенок-раб».

По достижении пятилетнего возраста и до 15 лет общественность и семья начинают относиться к ребенку очень строго и требовательно. Воспитание основывается на коллективизме и терпимости. Ребенок попадает в систему, где четко расписаны правила, ограничения, которые предписывают поведение в той или иной ситуации. В детских садах используется форма, для того чтобы ребенок не выделялся. Проводится много коллективных игр. Если дети поют песни, то хором. Если проводятся спортивные игры, то по окончании их нет ни побежденных, ни проигравших. Дети воспитываются в духе коллективизма и взаимовыручки. Самым страшным наказанием для ребенка считаются насмешки друзей и отлучение от коллектива.

Ребенок считает всех равными, коллектив для него является чем-то святым. В сознание ребенка закладывается основа системы общества Японии, и формируются модели поведения. В Японии родители не привыкли кричать на своих детей, так как для них главным наказанием является отлучение от семьи, дома (такой метод называется «угроза отчуждения»). Поэтому одиночество тяжело переживаемо японцами, и зачастую воспринимается ими как катастрофа.

3. «Ребенок-равный».

К 15 годам у ребенка заложены нормы достойного поведения, правильной морали, поэтому японцы славятся своим трудолюбием, воспитанностью, справедливостью. 15-летний ребенок считается абсолютно сформировавшейся личностью, полноправным взрослым человеком.

Данная методика хорошо используется в Японии, так как она очень подходит к менталитету японцев. Самым главным этапом этой методики является второй этап, благодаря которому дети учатся быть справедливыми, учатся ценить общество, семью, дом, дорожить близкими, становятся терпимыми, покорным, трудолюбивыми.

Традиционно сложилось, что семья состоит в основном из матери, отца и двух детей. Воспитание девочек и мальчиков, естественно, различается, так как в будущем они должны будут выполнять различные социальные роли. Так как сын – будущая опора семьи, он должен уметь преодолевать все трудности. Девочку учат выполнять работу по дому (готовить, стирать, шить). Различия в воспитании также видны и в школе: например, после уроков мальчики посещают кружки по продолжению образования, а девочки могут спокойно идти домой или на прогулку.

Но, конечно, есть и обратная сторона медали такого воспитания. Как утверждают психологи, когда в человеке воспитывают коллективное мышление, то, что очень развито у японцев, он теряет свой индивидуум, перестает мыслить и принимать решение самостоятельно. В Японии, если ребенок начинает проявлять свою индивидуальность, то он становится центром насмешек своих сверстников. Его начинают травить и избивать.

Японцы видят негативные стороны в своей системе воспитания. Много пишут о потребности творческих личностей и о необходимости выявлять талантливых детей и так называемых детей Индиго в раннем возрасте.