Ученые утверждают: детям нужно рассказывать сказки с положительными героями

23.07.2014 Другие статьи

Ученые утверждают: детям нужно рассказывать сказки с положительными героями

Согласно данным исследований американских детских психологов, сказки и детские рассказы о честности со счастливым финалом более эффективны в воспитании честности у маленьких детей, нежели истории с несчастливым концом. Ученые утверждают: детям нужно рассказывать сказки с положительными героями.

Сказки и рассказы издавна используются в целях воспитания моральных и культурных ценностей у маленьких детей. Однако, исследования эффективности такого воспитания явно недостаточны.

«Не следует принимать на веру тот факт, что классические нравоучительные рассказы будут непременно способствовать нравственному поведению», — заявляет писатель Кан Ли из Института исследования поведения детей имени Эрика Джекмана при Университете Торонто. «Будучи родителями маленьких детей, мы хотим знать, насколько эффективными на самом деле являются сказки для воспитания честности», — добавляет соавтор и исследователь Виктория Тальвар из Университета Мак Гилла, — «Будет ли это пустым звуком, или же дети действительно слушают и воспринимают такие истории».

Чтобы выяснить воздействие сказок на поведение детей, исследователи провели эксперимент среди 268 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Каждому ребенку было предложено сыграть в игру, в ходе которой нужно было определить характер игрушки по издаваемым ею звукам. В середине эксперимента исследователь выходил из комнаты под предлогом того, что ему нужно было взять книгу. На это время детям было дано указание не проверять очередную игрушку, оставленную на столе. Для большинства детей соблазн был слишком велик, чтобы ему сопротивляться.

По возвращении, исследователь читал ребенку одну из сказок: «Пиноккио», «Мальчик, который кричал «Волк!», «Черепаха и заяц» или «Джордж Вашингтон и вишневое дерево». Затем взрослый просил ребенка сказать, трогал ли он или она игрушку.

К удивлению исследователей, истории о Пиноккио и мальчике-пастухе, описывающие такие негативные последствия обмана, как публичное унижение и даже смерть, не способствовали честному ответу, также как и нейтральные сказка «Черепаха и заяц».

Исключение составил только рассказ о молодом Джордже Вашингтоне. Эта история вдохновляла детей признаться в том, что они не удержались потрогать игрушку. При этом, в ходе дополнительного эксперимента было замечено, что если исследователи меняли конец истории на негативный, то дети оказывались менее склонны сознаться в том, что трогали игрушку. Нравственные истории со счастливым концом и положительным героем способствуют развитию детской честности.

«Наше исследование показывает, что воспитание честности и подчеркивание ее положительных последствий по сравнению с негативными последствиями, вызванными ложью, является ключевым фактором», — считает Кан Ли.

Сами исследователи поспешили воспользоваться результатами исследования. Тальвар говорит об изменениях в ее собственной родительской практике: «Этот метод и вправду работает! Я часто пользуюсь им в общении со своим ребенком».