Тотальный контроль не подготовит ребенка к современному миру

07.04.2014 Воспитание

Тотальный контроль не подготовит ребенка к современному миру

Такая позиция в вопросах воспитания уже неактуальна. Мы живем в эпоху глобализации, урбанизации, всемирной сети, обвала информации, появления новых профессий, глобальных географических и политических катаклизмов, то есть в постоянно меняющемся мире. Мы готовим ребенка к жизни в будущем, которое вариативно. Значит, чтобы интересно прожить жизнь, быть успешным в неизведанной, меняющейся стране будущего, нам следует понимать: ребенку понадобятся адаптивность, креативность, самостоятельность, навыки самореализации, умение принять самые целесообразные решения быстро и самому, знание, что любой человек имеет право на ошибку и все последствия этой ошибки.

Эти качества очень жестко регламентированная среда не воспитывает. С точки зрения режима, возможности контроля, строгости идеалом может служить казарма. Но из нее всех тянет сбежать (даже взрослых). Ее не любят. Жестко контролировать ребенка 24 часа в сутки невозможно. В школьном туалете он не просто увидит, а будет общаться с детьми, которые курят, ругаются матом, пробуют наркотики, топят чужие мобильники в унитазах, отбирают деньги. Он может их, по возможности, избегать, не любить, но минимально взаимодействовать придется. Позиция «серьезный контроль», «жестко отслеживать» говорит, что родители не уверены в своих воспитательных возможностях. Очень часто родители-начальники приносят домой свою социальную роль «босс». Еще эта позиция говорит о недоверии родителей детям. (Ведь мы недостаточно компетентные родители, чтобы у нас были совершенные дети).

Если мы хотим, чтобы ребенок был сильным, ярким, здоровым, успешным, смелым, умным, креативным, адаптивным, лучше использовать родительскую позицию «Добрый и строгий». Мой ребенок — часть семьи, но не центр Вселенной. Я хорошо знаю своего ребенка, и потому создаю границы, не ломая его дух. Использую сотрудничество и позитивную дисциплину. Отправная точка — слово «мы» (родители уважают себя и своего ребенка).

Как влиять на ребенка? С помощью позитивной дисциплины, не связанной с наказанием и контролем. Она связана с наставлениями, личным примером, подготовкой, тренировкой, регулированием, формированием умений, ростом самостоятельности. Позитивная дисциплина ненавязчива, полезна, заботлива. Она поощряет и вселяет оптимизм, начинается с рождения ребенка и длится всю его жизнь. Позитивная дисциплина не агрессивна, роль порицаний, наказаний минимальна. Она дарит надежду и любовь всей семье. Основной принцип можно описать так: научиться меняться, а не контролировать других и заставить меняться их. Если родители сосредоточены на контроле ребенка, то им в голову не приходит, что проблему можно решить, контролируя собственное родительское поведение.