Школьный возраст и шестилетние первоклассники: советы психолога

31.10.2013 Школьники

Школьный возраст и шестилетние первоклассники: советы психолога

Общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите

Эти слова из «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» выражают интересы и государства, и родителей. Кому не хочется видеть своего ребенка здоровым, жизнерадостным, отлично успевающим и активным в жизни! Почему же часто наши дети болеют, теряют интерес к занятиям, отстают от сверстников? Каковым же должен быть школьный возраст?

Для того .чтобы ответить на этот вопрос, нужно выявить конкретные причины, которые с самого начала мешают ребенку нормально развиваться и учиться. Но есть и общие закономерности. О них-то мы и хотим поговорить.

ВСЕМ ЛИ ПОЛЕЗЕН ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ С ОБУЧЕНИЕМ С ШЕСТИ ЛЕТ?

Не все дети, достигшие школьного возраста, готовы к учебе одинаково. И родители должны трезво оценивать состояние своего ребенка. В прошлом году на заседаниях комиссии по приему шестилеток многие родители упорно настаивали на том, чтобы их ребенка непременно взяли в школу с шести лет.

…Андрей Ш., нормально развитый, смышленый, активный мальчик, уже научился читать и писать, и родители хотели отдать его в первый класс. Но ребенок страдал частыми респираторными заболеваниями, и мы предупреждали, что ему полезней начать учебу на год позже. Желание родителей «быть как все», поскорее определить мальчика в школу все-таки взяло верх. Андрея приняли в первый класс. За первое полугодие он проболел 36 дней, похудел на 1,5 килограмма, стал резко отставать в учебе, вот вам и школьный возраст. Родители вынуждены были вернуть его из школы в детский сад.

Увы, такие случаи в классах шестилеток не единичны. Исследования показывают, что более трети всех первоклассников, начавших обучение с шестилетнего возраста, уходят из школы, не закончив первый класс. Причины тут в том, что не у всех детей к шести годам достаточно развиты центральная нервная, опорно-двигательная системы, зрительный и слуховой аппараты. Многие еще не достигают так называемой школьной зрелости, и их школьный возраст ещё не наступил, учеба в школе бывает им не по силам.

По данным специалистов, число детей, не готовых к учебе в школе с шести лет, по разным районам страны колеблется от 10 до 60 процентов. Родители должны знать, что детям, имеющим выраженные нарушения здоровья или временную задержку психофизического развития, лучше учиться в более щадящих условиях детского сада и поступать в школу на год позже.

ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВ УТОМЛЕНИЯ

Приходится признать: учебный процесс еще не всегда строится рационально, школьники перегружены. Наши исследования позволяют сделать вывод: перегрузки особенно велики в начале обучения и в старших классах общеобразовательной школы. Анкетный опрос родителей шестилеток показал, что 80 — 90% детей тратят на домашние занятия полтора-два часа в день.

Вот типичная ситуация. Учительница говорит родителям: «Ваш ребенок еще недостаточно хорошо пишет». Рассерженная мама тут же дает задание сыну: «Будешь писать целый час». Так поступать нельзя! Непосильная нагрузка истощает силы шестилетнего ребенка, он быстро утомляется, внимание и память у него ослабевают, становится труднее учиться.

Надо сказать, что трудности с овладением навыками письма у шестилетних первоклассников связаны со слабым развитием мышц кистей рук, недостаточно тонкой мышечной координацией. С непривычки детям тяжело много писать, появляется боль в кистях, они начинают дрожать. Для того чтобы избежать таких явлений, надо заранее укреплять кисти рук. Что бы приблизить школьный возраст, и готовя ребенка к школе, приучите его рисовать, заниматься лепкой, работать с ножницами.

Самым обременительным для детей в школе оказывается не умственное напряжение при освоении школьного материала, а статические нагрузки. К сильному утомлению приводит необходимость в течение многих часов работать сидя, подолгу оставаться в вынужденной позе. Подсчитано, что 85% времени бодрствования дети проводят за партой в школе или за столом дома. Это очень вредно для их здоровья.

Мы опросили родителей 500 московских школьников. Опрос показал, что треть родителей помогают ребенку готовить домашнее задание, но только один из десяти следит за тем, чтобы школьник делал утреннюю зарядку. Хотя давно установлено, что 15 — 20-минутная утренняя гимнастика значительно повышает их работоспособность.

Вернувшемуся из школы ребенку обязательно нужно после обеда или после дневного сна отдохнуть два-три часа. Но не сидя у телевизора, а на свежем воздухе, в движении. По гигиеническим нормативам время прогулки для младших школьников должно быть не менее 3 — 3,5 часа в день, при этом не меньше часа нужно проводить в движении. Это могут быть футбол, хоккей для мальчиков, игры со скакалкой, с мячом — для девочек.

Родители должны так организовать режим ребенка, чтобы днем у него оставалось время для прогулок и игр на свежем воздухе. Лишать детей прогулки в наказание за плохие отметки или проступки нельзя!

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ И РЕЖИМ ПЕРВОКЛАССНИКА

Шестилетних первоклассников не следует нагружать дополнительно. К сожалению, многие родители, школьный возраст ребёнка которых только начался, считают, что лучше, если он будет сразу заниматься и в музыкальной или художественной школе. Двойная нагрузка в этом возрасте очень быстро приводит к переутомлению. Да и семилетних первоклассников нагружайте, только посоветовавшись с врачом. А если вы увидите, что ребенок устает, становится плаксивым, раздражительным, дополнительные занятия надо отменить.

Часто первоклассникам нужна помощь родителей, но старайтесь, чтобы она не обернулась во вред. Бывает ведь так: родители не позволяют ребенку делать домашнее задание самостоятельно, и поэтому он садится за уроки, когда папа или мама приходят с работы, то есть в 18 — 19 часов. А в это время у ребят самая низкая работоспособность. В результате больше уходит времени на подготовку уроков, качество работы невысокое, да и дети устают быстро.

Гораздо важнее сразу установить определенное время, когда надо садиться за уроки (в 15 — 16 часов), научить организованно, сосредоточенно, без отвлечений заниматься самостоятельно. Утомление наступает у малышей уже через 30 минут. Пяти- десятиминутные физкульт паузы восстанавливают работоспособность, повышают внимание и интерес к работе.

Когда у вашего ребёнка уже начался школьный возраст, то ему необходимо четырехразовое полноценное питание. По опыту детского сада многие родители отправляют ребенка в школу голодным, рассчитывая на школьный завтрак. Но детей обычно кормят после 2-го урока, к этому времени они очень хотят есть, внимание их ослаблено, они плохо воспринимают учебный материал. Поэтому утром ребенку обязательно надо дать горячий завтрак.

Спать первоклассник должен 11 — 12 часов в сутки, при этом шестилеткам необходим дневной сон. Нужен он также семилетним детям, перенесшим ревматизм, страдающим хроническим тонзиллитом, отстающим в физическом развитии или с легковозбудимой нервной системой.

Ребенок должен ложиться спать в одно и то же время. Перед сном не следует играть в шумные и азартные игры, смотреть эмоциональные телепередачи. Тихие игры, прогулки, чтение маленькому ребенку вслух перед сном — лучшее средство успокоить его, подготовить ко сну. Комнату хорошо проветрите, а лучше всего приучите детей спать при открытой форточке в любое время года. Широкий доступ воздуха и прохлада в комнате (не выше 18°) делают сон глубоким и спокойным.

Читайте также