Семилетние дети врут, как взрослые

11.09.2014 Воспитание

Семилетние дети врут, как взрослые

Малыши врать не умеют. Когда же наши дети начинают хитрить для достижения своих целей? Когда для того чтобы достичь желаемого ребенок начинает манипулировать чужими эмоциями? Именно такие вопросы задали себе психологи из Университета Миннесоты. Человек, в отличие от представителей животного мира, обладает способностью со стороны чувства и мысли, умением оценивать эмоциональное состояние другого человека и прогнозировать его действия. Маленькие дети не умеют использовать эти знания для достижения личных целей. Чтобы понять, в каком возрасте ребенок овладевает так называемой теорией разума, ученые провели ряд экспериментов с детьми разного возраста. Оказалось, что семилетние дети врут, как взрослые.

В одном из них разновозрастным детям показывали, как кукла прячет в буфете конфеты. После этого куклу выносили из помещения, а конфеты перепрятывали в другое место. Малыши должны были указать место, куда кукла после возвращения пойдет за конфетами. Дети до трех лет, не понимая, что кукла не обладает их знаниями, указывали на новое место. Четырехлетние же участники эксперимента уже понимали, что игрушка не видела перемещений и поэтому указывали на буфет. Именно это ощущение того что известное им знают и все окружающие выступает решающим фактором в отсутствии вранья у маленьких детей.

На более сложном этапе «теории разума» помимо понимания чувств и мыслей другого человека, взрослея, дети овладевают способностью понимать их причины. Это свойство основано на сложных умозаключениях, и способности ставить себя на место другого человека.

Когда в следующем эксперименте детям от трех до восьми лет предложили поиграть в игру, целью которой было получение максимального количества стикеров, то его результаты еще раз подтвердили неумение трехлетних детей прогнозировать ситуацию. С этой задачей успешно справились лишь семилетки. Цель следующего эксперимента состояла в том, чтобы определить возраст, в котором ребенок способен составить особую стратегию поведения, совмещая правду и ложь. Для этого ребенку предлагали указывать другому человеку на коробку с конфетой, однако, при неправильном ответе лакомство доставалась тому, кто указывал, где она должна находиться. Запутывая детей таким образом, авторы определили, что дети семи лет уже вполне успешно справляются с таким заданием, в большинстве указывая человеку на неправильную коробку, но чтобы их не словили на желании полакомиться конфетой время от времени указывали правильный вариант.

Серия проведенных экспериментов говорит о том, что дети до семилетнего возраста практически не могут рассчитывать ход игры и принимать для своей выгоды стратегические решения. Им сложно противостоять своим желаниям, и именно стремление выиграть в первую очередь мешает предугадать ход действий. В целом известно, что именно в период между шестью и семью годами происходит активное развитие рабочей памяти. Однако сами нейроанатомические особенности, помогающие семилеткам врать, остаются загадкой.

Метки записи:  , ,