Раздельное обучение мальчиков и девочек — не лучший вариант для современных детей

30.10.2013 Школьники

Раздельное обучение мальчиков и девочек — не лучший вариант для современных детей

На мой взгляд, идея в обязательном порядке разделить мальчиков и девочек, не давая им возможности познакомиться друг с другом, изучить противоположный пол, научиться общаться с ним, — примерно столь же разумна, как идея совместного обучения, дополненная обязательным хождением в школе без одежды и регулярными уроками изучения друг друга во всех подробностях.

И то, и то — опасные крайности, в основе которых положены благие намерения. В первом случае детей пытаются предостеречь от преждевременного полового интереса и половых контактов, забывая о том, что, собственно, сексуальный интерес проявляется у детей в определенном возрасте и никак не связан ни с воспитанием, ни с окружением. И с тем, и с другим связаны его проявления. Но как воспитывать сексуальную культуру, не давая представления о партнере?

И это могло бы привести (если бы не традиционные социальные ограничения) к другой описанной мной крайности — когда о противоположном поле дается максимально подробное представление, я бы сказала, избыточное с точки зрения дальнейшего использования в жизни.

Многим уже знакомо понятие половой самоидентификации. Это процесс, в котором девочка осознает, что она — девочка, что она станет женщиной. В этом процессе она учится необходимым и дополнительным навыкам поведения, самовосприятия, чувствования себя. То же происходит и с мальчиком. Однако для познания света нужно понять тьму и наоборот. Эти понятия, как и понятия мужчины и женщины, существуют только вместе, они взаимно дополняют друг друга.

Девочка учится тому, что такое девочка, как быть девочкой, не просто из примера окружающих женщин. Ей столь же необходим противовес, практика, мужчины, мальчики в ее окружении. Это же справедливо и для мальчиков.

Да, при обычном совместном обучении, как оно практикуется сейчас у нас, тоже возникает немало проблем. Но, решая их сейчас, мы даем детям возможность не сталкиваться с такими ошибками в будущем, когда цена решения может оказаться гораздо выше. Помните народную мудрость: «Маленькие детки — маленькие бедки»? По мере взросления цена ошибки растет, и для родителей, и для детей. Лучше начинать раньше. Лучше пусть мальчишки и девчонки разбираются в отношениях в школе, чем окажутся неспособны сделать это во взрослой жизни.

А половое воспитание… Раздельное обучение — не решение проблемы, а лишь бегство от нее. И это даже не школьный вопрос. О каком воспитании может идти речь, когда свободный секс пропагандируется всюду вокруг нас и наших детей? Когда необязательность, безответственность отношений становится нормой жизни? Надеяться на то, что в этой атмосфере раздельное обучение что-либо изменит, — на мой взгляд, как минимум наивно.

Начинать надо не с формы, а с содержания. С общества в целом, с родителей, с учителей, с психологической работы в школе на тему отношений. Тогда, возможно, получится привить нашим детям то отношение к себе и друг к другу, к которому так стремятся ратующие за раздельное обучение.

Читайте также