Психическое развитие детей старшего возраста

13.12.2013 Развитие

Психическое развитие детей старшего возраста

Определяющим фактором в становлении психики детей старшего возраста является неравномерность развития определенных зон мозга. В поведении ребенка доминируют более древние и ранее возникающие области мозга, которые отвечают за целостное одномоментное голографическое восприятие мира. Ребенок схватывает ситуацию целиком. Он еще неспособен выделять главные и второстепенные связи. Логические структуры, отвечающие за последовательность событий во времени, логическую целесообразность, возникнут позже, к 7-9 годам. Пока же в мышлении детей преобладает логический элемент, когда все со всем связано.

У детей еще нет волевых механизмов регулирования поведения, они не могут себя заставлять и поэтому быстро устают, легко отвлекаются и занимаются только теми делами, которые им интересны. Они познают мир играючи.

Целостное, одномоментное схватывание образов внешнего мира, сильное эмоциональное переживание опыта — все это получило название «правополушарного» восприятия мира. Это условное название связано с тем, что структуры мозга, отвечающие за логическое восприятие мира, оперирование словами, знаками и абстрактными терминами, дозревают позже, к 11-13 годам. Тогда как правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональную сферу личности, целостное, одномоментное видение, интуитивное чувствование на уровне «враг — Друг», пространственное восприятие, сформировывается уже у трехлетних детей.

Особенность правополушарного восприятия мира откладывает отпечаток на все психические процессы. Так, у детей преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, т.е. ребенок запоминает образами, картинками, опираясь на весь свой чувственный опыт. И только в том случае, если ему интересно, он способен долго удерживать внимание и запоминать. А поскольку он видит картинку целиком, он в состоянии долго хранить в памяти большие объемы информации.

Мышление детей этого возраста — преимущественно наглядно-действенное и наглядно-образное. Ребенок способен думать лишь о том, чем он может манипулировать, или уже в более позднем возрасте о том, чей чувственный образ у него уже сложился на основе предыдущего опыта. Следовательно следует помнить, что материал, который вы подбираете ребенку для запоминания и обдумывания, должен быть наглядным и оперировать к опыту ребенка.

Речь детей эгоцентрична, она является для ребенка инструментом, с помощью которого он выделяет образы, используя пока только существительные, а позднее и глаголы как обозначающие действие. И лишь в более позднем возрасте, при развитии отделов мозга, отвечающих за логические структуры, ребенок сможет относиться к восприятию предметов с точки зрения другого человека, т.е. он сможет описать собеседнику предмет его, собеседника, словами, с его, собеседника, точки зрения.

Язык становится для ребенка предметом анализа, он пытается понять его, говорить на нем. Ребенок начинает понимать, что с помощью слов можно управлять другим человеком, добиваться желаемого. Слово приобретает для него практически магическое значение. Оно становится как бы составляющей целостного образа предмета, возникающего в сознании ребенка. Очень важно при обучении детей дать им возможность исследовать слова.

Пытаясь понять внешний мир и видя его в комплексе, дети еще не могут выделить главное и второстепенное, отсюда такая тяга к порядку, желание выполнять что-либо определенным, ранее установленным образом. Дети любят узнавать правила и в 4-6 лет с удовольствием их поддерживают. А еще они любят повторять одно и то же слово, как бы пробуя и смакуя его. Особенно они это любят делать в определенном ритме, так как ритм структурирует пространство, задает определенность и предсказуемость событий.