Можно ли наказывать ребёнка

03.03.2015 Воспитание

Можно ли наказывать ребёнка

На первый взгляд, вопрос странный, ведь наказание — это часть воспитания и совершенно необходимо для нормального развития ребёнка. Однако наказание — это очень сложный и опасный метод, который нужно применять с большой осторожностью, ведь необдуманное и поспешное наказание может принести большой вред формирующейся душе ребёнка. В этой статье мы поговорим о правилах наказания, которые позволят сохранить хорошие отношения с ребёнком и, вместе с тем, достигнуть воспитательной цели.

Похвала — критика — похвала
Очень часто нам приходится выражать своё недовольство плохо выполненным заданием или просьбой. И мы сталкиваемся с проблемой напрасности порицания. Кажется, что мы говорим-говорим, а всё как о стенку горох. Дело в том, что ребёнок нас просто не слышит, потому, что не готов нас слушать и, самое главное, не хочет этого. Нам нужно снять психологические барьеры, расположить слушателя к себе. Тогда необходимо найти в действиях ребёнка или в результатах его действий то, за что его можно было бы похвалить. И только потом начинать критику. А завершить её нужно на доброжелательной ноте, шуткой или подчёркиванием достоинств или сильных сторон ребёнка.

Пример: Мама попросила дочку убрать в квартире, но та выполнила уборку очень поверхностно и на скорую руку. Маме пришлось доделывать всё самой. В первую очередь, нужно поблагодарить за то, что дочь вообще взялась за уборку. Затем следовало бы отметить то, что получилось у неё лучше всего. После этого, маме можно сказать, что она ожидала увидеть нечто другое (стоит указать конкретно, что именно). А закончить можно в дружелюбном тоне, выражая надежду на то, что в следующий раз дочка сможет сделать уборку более аккуратно.

Критикуем не личность, а поступки ребёнка
Оценивать личность, т. е. называть «лгуном», «бездельником», «лентяем», «глупцом», значит формировать самооценку ребёнка. По сути, мы вешаем ярлыки, которые остаются с ним навсегда. Кроме того, при оценке личности, ребёнку совершенно непонятно что именно нужно делать, чтоб исправить своё поведение. Да и зачем исправлять, если я уже такой, каким меня назвали. У ребёнка должны формироваться чувство уважения к себе и высокая самооценка. Критика всегда должна относиться к конкретным действиям: «Ты меня обманул», «Ты не убрал в комнате», «Ты не выполнил домашнее задание» и т. д. При этом, очень важно показать ребёнку, что он может больше, что его ошибку можно исправить.

Любому «нельзя» противопоставляем «можно».
Слово «нельзя» ставит барьер на пути удовлетворения потребности, а значит, вызывает негативные эмоции. Чтобы смягчить отрицательную реакцию от запрета, важно показать другой путь удовлетворения потребности:
«Бить слабых и беззащитных нельзя, но ты можешь записаться в секцию единоборств».
«Нельзя копаться в маминой сумочке, но мы можем купить тебе собственную».
«Нельзя мучить домашних животных, зато можно с ними играть и ухаживать».

Не вызывайте у ребёнка чувство вины
Психологические муки бывают страшнее физической боли. Иногда дети даже говорят «уж лучше бы они меня били, чем говорили такие вещи». При любом наказании, очень важно показать ребёнку, что вы продолжаете его любить, что, не смотря на все проступки, вы принимаете его таким, какой он есть. Не лишайте ребёнка общения с вами, не проявляйте обиды и не заставляйте его мучиться от чувства стыда или вины. Особенно за то, что он не может исправить. Иначе потом всю жизнь ребёнок будет испытывать сильнейший комплекс неполноценности за свой рост, низкий интеллект, писклявый голос или несдержанность.

И, самое главное, наказание никогда не должно быть импульсивным! Часто бывает так, что наказание — это не воспитательное средство, а способ отреагирования на ребёнке своих негативных эмоций: агрессии, стыда, обиды. Перед тем, как наказать ребёнка, постарайтесь сделать паузу, успокоиться, объективно поразмышлять над ситуацией и поставить себя на место ребёнка. А может быть он просто не мог поступить иначе и сейчас ему нужна не критика, а ваша поддержка?