Кризисы возрастного развития — когда, как и почему?

18.12.2012 Развитие

Кризисы возрастного развития — когда, как и почему?

Кризисы возрастного развития сопровождают ребенка буквально от рождения до окончания школы. Кому из нас неизвестно понятие «трудный возраст»? В основном, по мнению большинства, оно касается подростков. Однако психологи утверждают, что этот период не единственный…

Смена жизненных этапов

Ничего страшного в понятии «кризис»: это просто переход от одного жизненного этапа к другому. Наступает очередной момент взросления, когда у ребенка появляются новые запросы и потребности, ему становятся необходимы новые навыки и умения. Специалисты выделяют несколько основных «критичных» периодов.

Человек родился

Первый трудный возраст — это первые же месяцы после рождения. Малыш появляется на свет после 9-ти месяцев безопасного развития в утробе матери и должен быстро адаптироваться к совершенно иным условиям — научиться дышать, есть, переваривать пищу и т. д. Для малыша как никогда важна и нужна поддержка взрослых — самостоятельно он не сумеет выжить в этом мире. Мама обеспечивает крохе комфортное существование и оказывает психологическую поддержку: малыш должен ощущать, что его ждали и его очень любят. Преодолен ли кризис — заметно по первому же месяцу жизни: малыш начинает улыбаться, он оживлен, живо и радостно реагирует на окружающий мир.

Нам уже год…

Следующий кризис настигает малыша в 1 год. Как правило, в этом возрасте малыш начинает ходить. Мир поворачивается к нему совсем иной стороной — теперь все можно потрогать, изучить, попробовать, образно говоря, «на зуб». Мало того, он настолько явно ощущает себя самостоятельным, что пытается провоцировать родителей: «а все ли мне позволено?». Ваш малыш может совершать такие поступки, которые иначе как хулиганством и не назовешь — демонстративно раскидывает игрушки, во время еды сбрасывает на пол свою посуду, стягивает покрывало с дивана и т. д., и т. п.

Ругать кроху бесполезно. Лучше всего действовать методом «переключения». Разбросав игрушки по всему полу, наблюдает за вашей реакцией? Сделайте вид, что не заметили, отвлеките малыша игрой. Спустя некоторое время можно «удивиться»: «А что это у нас игрушки в таком беспорядке? Ах, они, безобразники, совсем разбаловались! Разве ты им это разрешил?..» Поверьте, ваш ребенок с удовольствием войдет в роль «главного по игрушкам» и бросится наводить порядок в своем хозяйстве…

Трехлетний малыш

К этому моменту у мамы заканчивается отпуск по уходу, а с ним и домашнее затворничество — ребенок отправляется в детский сад. В его жизни меняется все — режим, окружение. Малышу необходимо быстро научиться существовать в коллективе, общаться с детьми, находить выход из неизбежных конфликтов. Он учится подчиняться правилам, установленным воспитателями, а это совсем не то, что управлять мамой или бабушкой!

Такой переворот не проходит гладко — ваш послушный ребенок может превратиться в капризулю и упрямца. Любимый ответ на все ваши просьбы — «нет!». Постарайтесь сдерживать себя и не наказывать постоянно малыша. В этот период лучше действовать хитростью и уловками. Не желает идти гулять? Не спорьте, а предложите альтернативу: «Хорошо, давай гулять не пойдем. Но, может быть, сходим в магазин за покупками?». Скорее всего, этот вариант ваш ребенок примет — а от магазина и до парка недалеко…

Самое трудное для родителей — сдерживаться, чтобы не отшлепать малыша, не повысить на него голос. Ведь иногда нестерпимо хочется наказать сорванца! Особенно если его выходки сопровождаются капризами и плачем. Поверьте — это нормальное явление для такого явления, как кризисы возрастного развития. Важно не идти на поводу маленького тирана. Иначе сами не заметите, как ваш малыш «сядет вам на голову»…

Здравствуй, школа!

О том, насколько труден следующий кризис — подготовка к школе и учеба в 1-м классе — знают даже в тех семьях, где пока еще нет детей. Это в прямом смысле смена социального статуса: теперь ваш малыш — школьник! У него появляются новые заботы и обязанности, ответственность за успехи в учебе. Это очень нелегкое бремя — и ребенок может отказываться нести его. Капризы, нежелание посещать школу, постоянная тревога (а вдруг неправильно выполнено домашнее задание? вдруг я не пойму чего-то на уроке? вдруг я опоздаю в школу? и т. д.) — все это психологи объединяют условным термином «школьный психоз».

Ваша задача — не усугублять тревожное состояние ребенка, а помочь ему обрести уверенность и гармонию. Очень важно соблюдать режим дня (первоклассники-второклассники должны пару часов отдыхать днем), обязательны прогулки на свежем воздухе. Помогая малышу делать уроки, не ругайте его за ошибки и невнимательность, чаще хвалите за успехи. И. конечно же, не старайтесь записать ваше чадо во все кружки и секции — перегрузка нервной (да и физической) системы ребенка может привести к заболеваниям.

Подростковый период

Длится от 13 до 15–16 лет. В это время ребенок ищет себя как личность, стремится к самостоятельности и даже независимости от взрослых. Стремление к самоутверждению может сопровождаться возросшей агрессивностью ребенка, переменчивостью настроений, неадекватностью поступков. Многие еще недавно ласковые дети начинают грубить домашним, «огрызаться» на их замечания, упрямо делают все по-своему, негативно реагируют на проявления материнской ласки и опеки.

Взросление ребенка очень сильно сказывается и на его внешности. Быстро растущий подросток, как правило, выглядит непропорциональным — движения угловатые, кисти рук, ступни кажутся слишком большими по сравнению с тонкими руками и ногами. На коже часто высыпают подростковые угри, всевозможные прыщики. Это заставляет подростка испытывать огромный комплекс — ему кажется, что все видят, какой он некрасивый и нескладный. А ведь в это же время возникает первый осознанный интерес подростка к противоположному полу!

Относитесь к желаниям и мнениям ребенка уважительно, учитывая, что для него сейчас очень болезненны уколы самолюбия. Чаще хвалите подростка — за помощь вам, отметки в школе и т. д. Как бы невзначай замечайте, как он вырос, каким стал ответственным и серьезным. Если вы обнаружили, что ваш ребенок комплексует по поводу внешности — помогите ему разобраться в причинах недовольства. Возможно, вам придется поработать «стилистом» и обновить хотя бы частично гардероб вашего чада. Если подростка беспокоят возрастные недостатки внешности — подберите ему подходящую косметику (лосьон, крем и т. д.).

Помните, что привычная манера общения с ребенком — контроль и направление «неразумного дитяти» — уже себя изжила. Вам придется преодолеть это стереотипное к нему отношение…

Кризис — это неизбежно?

В целом же, по мнению ученых, личностные кризисы сопровождают человека до старости — они неотъемлемая часть нашего развития. И от того, как ваш ребенок — с вашей помощью! — научится преодолевать трудные переломные моменты, зависит, как сложится его дальнейшая жизнь. Надеемся, что терпение и выдержка не изменят ни вам, ни вашим детям.

Детские психологи утверждают: совсем необязательно, что кризисы возрастного развития будут сопровождать процесс роста вашего малыша. Некоторые дети переходят от этапа к этапу безболезненно и практически незаметно для домочадцев. Это вполне нормально. Если в семье отношения построены правильно, родители ценят и любят друг друга и своего ребенка, уважают в нем личность, грамотно реагируют на его попытки проявить самостоятельность, то, как правило, кризисы обходят их стороной.