Как приучить ребенка к дисциплине

17.04.2013 Воспитание

Как приучить ребенка к дисциплине

Если ваши дети не слушаются и все попытки приучить их к дисциплине терпят неудачу, не стоит опускать руки, просто рассмотрите другие методы, которые смогут вам помочь. Необходимо также учитывать возраст ребенка, чтобы правильно выбрать метод, который действительно будет работать: ребенка в три года следует воспитывать немного иначе, чем ребенка, достигшего пяти и больше лет. К тому же последовательность и обязательное выполнение своих собственных обещаний играют ведущую роль в приучении детей к дисциплине. Известно, что задача родителей усложняется, если в семье есть двое или больше детей, тем не менее, терпение и последовательность помогут справиться даже с самыми непослушными детьми.

Чего делать не стоит

Бить детей не стоит. Хотя большинство родителей иногда испытывали желание отшлепать ребенка и многие прибегают к порке детей, однако существуют проблемы с этой формой приучения к дисциплине. Отшлепав ребенка, можно дать ему четкий сигнал о недопустимости такого поведения, а иногда на короткое время ребенок прекращает вести себя плохо. Тем не менее, такой метод воспитания в дальнейшем приводит к тому, что ребенок понимает, что у него также есть права бить того, кто, по его мнению, ведет себя как-то не так.

Тайм-аут – время подумать

Тайм-ауты — достаточно неплохой метод, который дает возможность детям подумать над своим поведением. Предоставление детям короткого тайм-аута помогает им задуматься о своем поведении, а также получить четкий сигнал, что определенное поведение не допустимо. Это может быть эффективным методом обучения. Тайм-ауты также полезны и родителям, так как дают им время успокоиться, перестать сердиться и отреагировать более рационально. Предполагается, что ребенку следует давать на тайм-аут столько времени, сколько ему лет: например, ребенку четырех лет следует дать четыре минуты на успокоение. Однако не рекомендуется использовать тайм-ауты для воспитания детей, не достигших трехлетнего возраста.

Проблема применения тайм-аутов в том, что они не дают ребенку возможности приобрести бесценный опыт. Ребенок, который бьет другого ребенка, может начать учиться сочувствию, наблюдая за реакцией другого ребенка, которому стало больно, поэтому, оставшись рядом, он сможет попытаться оказать помощь другому ребенку, и это поможет ему почувствовать себя лучше.

Говорите с детьми и научитесь их слушать

Прекрасный метод воспитания и приучения ребенка к дисциплине – это разговор. Разговаривая с малышом, родители могут предложить ему самые разнообразные возможности, которые помогут ему понять, что существуют альтернативы ударам. Часто бывает просто необходимо дать ребенку возможность услышать конкретные предложения, что он может сказать, когда испытывает сильные чувства. Если вы просто скажете ребенку, что все проблемы можно решить словами, это не даст ему достаточного представления, что такого он может сказать в действительности. Поэтому есть несколько советов, как правильно начать.

Прежде всего, слушайте чувства своих детей. Многие дети, которые дерутся друг с другом, чувствуют боль. Если вы также можете понять, что ребенок испытывает боль, вы сможете посоветовать ему, почему так необходимо быть нежным со своими братьями и сестрами. Чтобы ребенок понял, что вы тоже чувствуете то, что и он, скажите: «Похоже, что ты действительно был разочарован, когда братик взял твой грузовик. Я видела, что ты был увлечен, играя с ним».

Дайте детям информацию, что происходит, когда они обижают других людей. Дети не сразу понимают, что ударяя, делают больно другим людям. Если вы покажете ребенку (без выговора), что другому ребенку больно, он сможет научиться сочувствию. Скажите «Я хочу, чтобы ты посмотрел на Мишу (Сашу, Катю). Он (она) плачет, потому что очень больно, когда ты его (ее) ударил». (Если вы будете говорить гневно, ваш ребенок также будет сосредоточен на своем гневе, а не на чувствах другого ребенка).
Предложите ребенку безопасные альтернативные способы выражения своих чувств и высказывания того, что он думает. «Скажи Мише, что ты сам еще хочешь поиграть с грузовиком. Скажи ему: «Я не люблю, когда ты без спроса берешь мой грузовик».

Помогите детям придумывать альтернативные решения. Очень часто, когда дети берут игрушки друг друга, у них есть шанс играть вместе. Если вы сможете предложить им способ, который даст им возможность играть вместе, скорее всего, дети не будут конфликтовать. «Вероятно, Миша хочет играть грузовиком вместе с тобой. Ты можешь откатить грузовик к нему, чтобы он мог его затем откатить к тебе?» Или: «Миша действительно заинтересован твоей игрой с грузовиком. Может ли он помочь тебе построить дорогу?»

Незыблемость границ допустимого поведения

Установите границы допустимого поведения и следуйте им до конца. Важно, чтобы дети знали, что удары являются неприемлемыми. Если ваш ребенок не может удержаться, чтобы бить брата или сестру даже после того, как вы предложили альтернативные пути, с помощью которых он может выразить свои чувства и высказать свои мысли, вы можете предложить ему сделать окончательный выбор. «Если ты не в состоянии вести себя хорошо и играть с Мишей спокойно, в таком случае будешь играть один в другой комнате до тех пор, пока вы не сможете быть вместе». Следует выполнить свое обещание, чтобы ребенок понял и почувствовал, что границы допустимого незыблемы и вы всегда выполняете свои обещания.

Помните, что воспитание и приучение ребенка к дисциплине требует времени, повторения и моделирования ситуации. Дети не так быстро приобретают навыки принимать быстрые правильные решения. Прежде чем они действительно научаться принимать их, потребуется много времени и повторения в разных ситуациях. Если вы сосредоточитесь на обучении своих детей этим навыкам и будете аккуратно моделировать те способы, с помощью которых они должны взаимодействовать между собой, вскоре они начнут приобретать навыки совместного неконфликтного общения, а также приобретать навыки дисциплины, хотя и медленнее, чем вам хотелось бы.