Игрушки разные нужны

24.12.2012 Игры

Игрушки разные нужны

Не следует рассматривать детский мир, как мир взрослых. Мир детей реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественным средством общения является речь, для детей средством коммуникации является игра.

Речь оперирует символами, а символы, как известно, это абстракции. Известно, что дети приобретают способность к полноценному абстрактному мышлению лишь к 11-12 годам. Мир ребенка – это мир конкретных вещей, так к нему и следует относиться, если мы хотим установить контакт с ребенком. Такой взгляд на игру позволяет нам говорить о том, что игра – это «речь», а игрушки – это «слова». Поэтому лучше выбирать такие игрушки и материалы (слова), которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активности (речи). Поскольку игрушки являются у детей частью коммуникативного процесса, следует уделить пристальное внимание отбору подходящих образцов. Правильным является отбор, а не накопление игрового материала. Следует отбирать такие игрушки, которые позволят ребенку выразить широкий спектр чувств, проработать опыт реальной жизни, практически проверить социальные ограничения и запреты, развить позитивный образ Я, а также обеспечить возможность самопознания и развития самоконтроля.

Например, сюжетные куклы (полицейский, доктор, супермен, монстр) представляют собой безопасный способ выражать чувства, не ощущая угрозы, поскольку чувства уже определены самим характером марионеток.

Структурированные игрушки и материалы, такие как игрушечные солдатики, крокодил или волк, ружья, мечи, пистолеты могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности или фрустрации. Не стоит бояться проявлений негативно окрашенных чувств. Стрельба, битье и ножевые удары приемлемы в игре, поскольку они выражаются символически и имеют терапевтический характер. В располагающей обстановке дети охотно выражают интенсивные чувства. Чувство гнева или отчаянья посредством игры могут трансформироваться в позитивные чувства, и это дает ребенку опыт самопознания и развивает способность к самоконтролю.

Игрушки, которыми можно манипулировать, например, пластмассовый конструктор, создают у ребенка ощущение уверенности в себе: «Я могу что-то сделать сам, и у меня это получится». Впоследствии этот опыт распространится и на остальные стороны жизни ребенка. Кубики могут быть домами, их можно ставить друг на друга или разбрасывать – все это позволяет ребенку почувствовать, что значит — созидать и разрушать. Играя, таким образом, ребенок обретает веру в свои силы. Что же касается сейчас популярных сложных механических игрушек, они могут затруднять овладение ими и усиливать неуверенность ребенка.

Особое внимание хотелось бы уделить, так называемым, неструктурированным материалам, таким как глина, песок, вода. Очень часто мысль о неизбежности предстоящей уборки заставляется взрослых запрещать ребенку играть с этими материалами. А между тем, это неисчерпаемый ресурс для творческого самовыражения и ослабления деструктивных эмоций. Дети, как правило, могут часами возиться в песке или играть с водой. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, чистящее средство или лекарство – возможности здесь безграничны. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или водой, поэтому ребенок может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для замкнутых и застенчивых детей.

Очень важны для творческого самовыражения ребенка палитра и краски. Они дают ребенку возможность творить, экспериментировать, а затем и исследовать следы собственного творчества, преобразуя в своей фантазии нарисованные образы в объекты реального мира. Все виды творческой игры позволяют ребенку проявлять инициативу и вырабатывать самостоятельный взгляд на окружающий его мир. Игра для ребенка это способ научиться тому, чему его никто не может научить, а именно, стать личностью. Мы взрослые, можем помочь ему пройти этот сложный и в тоже время захватывающий путь, внимательно относясь к игровой деятельности ребенка и предоставляя ему необходимые для этого возможности.