Эксперты рассказали, какие уроки физкультуры понравятся школьникам

08.11.2012 Развитие

Эксперты рассказали, какие уроки физкультуры понравятся школьникам

Президент России Владимир Путин на заседании Совета по физкультуре и спорту подверг критике ситуацию с детским спортом в РФ. Интерес школьников к урокам физкультуры пропадает из-за неправильной организации занятий и непосильных нормативов, считают опрошенные эксперты.
Интерес школьников к урокам физкультуры пропадает из-за неправильной организации занятий, поэтому нужно включать аэробику для девочек и силовые тренировки для мальчиков, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Необходимо также пересмотреть нормативы, чтобы дети могли заниматься в силу своих личных возможностей, уверены они.

Ранее президент России Владимир Путин на заседании Совета по физкультуре и спорту подверг критике ситуацию с детским спортом в РФ, поскольку для большинства детей занятия все еще малодоступны, а дополнительные уроки физкультуры в школах по-прежнему формальны.

Непосильные нормативы

По словам главного внештатного специалиста Минздрава РФ по гигиене детей и подростков, руководителя НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислава Кучмы, ни для кого не секрет, что детям сейчас неинтересно заниматься на уроках физкультуры.

«Педагоги по-прежнему тестируют детей на освоение каких-то навыков, на время, на дальность, на скорость. Конечно, никто из ребят этого не любит. Но превращать уроки физкультуры только в элемент игры или вид спорта чиновника, например, регби или фитнесс — это тоже неправильно», — сказал он РИА Новости.

Кучма считает, что ребенок во время уроков физкультуры должен получать физическое развитие, научиться гибкости, ловкости, а не только получать удовольствие от фитнеса или йоги и стремиться к уменьшению объема талии или бедер.

«Педагоги медленно движутся в этом направлении, к тому же их не хватает. Хотя есть школы, которые используют весь арсенал физического воспитания — это водные процедуры, физкультурные минутки, динамическая пауза в середине учебного дня, прогулки», — сказал он.

«Действительно, физические данные детей сейчас стали хуже, они не справляются с теми тестами, которые еще недавно были записаны у нас как нормативы. Связано это с низким уровнем двигательной активности и физической подготовки детей», — отметил врач.

Тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова также считает, что сейчас дети очень слабо подготовлены в физическом плане. «Я работаю с молодежью и могу сказать, что дети растут сейчас хилыми, расположенными ко многим простудам и заболеваниям, они слабее, и уроки нужны. За 45 минут можно сделать и зарядку, и во что-то поиграть. Можно использовать и силовые упражнения», — сказала она.

«Учителя-профессионалы знают, как нужно распределить упражнения на уроке, чтобы учитывать подход к слабому или, наоборот, к сильному ученику. Тем более, каждый занимается в свою силу. Это же не занятие спортом, а именно занятие оздоровительной физкультурой. Даже 45-минутные зарядки в школе очень многое дают», — считает Тарасова.

Олимпийская чемпионка, член комитета Совета Федерации по социальной политике Светлана Журова также считает, что нужно пересматривать нормативы на уроках физкультуры. «Не просто их отменять, иначе у детей пропадет желание посещать занятия, а должен быть какой-то другой критерий. Тем более что новый закон об образовании это позволяет», — добавила член комитета СФ.

Надо также вводить систему школьных клубов и соревнований, отметила Журова. «Но надо понимать, что, во-первых, не все школы могут это сделать, потому что нет инфраструктуры. И вторая проблема — это кадры. Понятно, что некоторым педагогам нужно повышать свою квалификацию», — добавила она.

Фантазии педагогов

Журова сообщила, в прошлом году проводился проект «Урок физкультуры 21 века». «Было много креативных предложений от самих учителей физкультуры, которым интересно ходить на занятия. Такие педагоги у нас есть, но есть и такие, у которых нет понимания и желания что-то придумывать интересное, кто-то привык работать по старым стандартам и придерживается их», — сказала она.

Журова рассказала, что было много предложений по введению в школах фитнеса и аэробики особенно среди старшеклассников. «Это вызвало большой энтузиазм среди них», — добавила олимпийская чемпионка.

По мнению директора Института возрастной физиологии, доктора биологических наук, академика РАО Марьяны Безруких, интерес к физкультуре у старшеклассников пропадает не из-за их возрастных психологических особенностей, а из-за неправильной организации уроков.

«У хорошего педагога интерес не теряется. Наоборот, интерес с возрастом усиливается, потому что мальчики и девочки начинают понимать, для чего им нужны уроки физкультуры. Малышам нравятся эти занятия, потому что там можно побегать, попрыгать, повеселиться. Старшеклассники уже думают о своем теле: девочки стремятся, чтобы у них была красивая фигура, а мальчики — качают мышцы», — пояснила она.

По словам Безруких, с другой стороны, уроки зачастую организованы плохо. Педагоги не учитывают возрастные особенности детей, дают им неинтересные упражнения.

«Сейчас учитель физкультуры может разнообразить уроки. Совершенно необязательно прыгать через козла или лазить по канату. В уроки можно включить, например, элементы аэробики и единоборств. В распоряжении учителя весь арсенал современных методов занятия физкультурой», — уверена она.

При этом эксперт отметила, что немногие учителя физкультуры имеют высшее и даже среднее педагогическое образование. «Очень часто это человек, занимающийся спортом, но он не знает возрастных особенностей школьников и не обладает рациональной методикой организации этих уроков, не знает современных подходов», — добавила она.

Отсутствие помещений

Центральная блокирующая сборной России по волейболу Мария Перепелкина рассказала РИА Новости, что проводить идеальные занятия физкультурой в школе невозможно, поскольку нет приспособленных для этого помещений.

«У меня мама работает преподавателем в обычной школе, и по ее словам я могу сказать, что уроки далеки от идеальных. Невозможно классу, в котором от 25 человек, разместиться и грамотно проводить занятия в зале. Нет возможности учитывать нюансы, поэтому занятия получаются скомканными и непродуктивными. Я думаю, что идеальный урок — это когда хватает места и времени для работы, чтобы уделить внимание каждому учащемуся», — сказала она.

Директор центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский считает, что проблему преподавания в школе уроков физкультуры поможет решить принятие национального проекта, в котором будет предусмотрено строительство спортивных залов и комплексов, подготовка учителей, средства на школьные секции и возрождение спортивных школ и интернатов.

«У нас были нацпроект «Образование», «Здравоохранение», «Жилье» — они оказались очень эффективными. Давайте сделаем национальный проект под названием «Школьная физкультура» или «Детский спорт», под это выделим деньги, а значит, построим спортивные залы», — сказал директор РИА Новости.

Тарасова также считает, что в школах нет качественных залов для занятий физкультурой. «Я вижу, что в школах нет должных залов, поэтому уроки проводят по несколько классов в одном маленьком, стареньком зале. Для того чтобы делать уроки, надо иметь несколько залов, хотя бы три или два. Рядом со школой можно всегда это построить, но никто этим не занимается», — сказала собеседница агентства.

Перепелкина считает, что двух или трех занятий физкультурой в школе вполне достаточно, чтобы держать мышцы и тело в тонусе и поддерживать физическую форму. «Другое дело — получение навыков, но, на мой взгляд, это дополнительный секции. А 45 минут как раз отлично для того, чтобы размяться», — добавила волейболистка.

Кроме того, нужны специальные упражнения, чтобы не давать почувствовать ученику, что он сильнее или, наоборот, слабее других. «Нужно учитывать качества каждого ученика», — считает Перепелкина.

Читайте также