Достижения в школьной учебе определяются не только наследственностью

20.11.2013 Школьники

Достижения в школьной учебе определяются не только наследственностью

В газете был опубликован отчет британского советника по образованию Доминика Каммингса (Dominic Cummings), обосновывающий большое значение наследственности в выраженности способностей к обучению и рекомендующий дальнейшее изучение вопроса с целью создания практических рекомендаций. Почетный профессор Открытого университета Стивен Роуз провел небольшой анализ литературы, опровергающий это мнение.

Прежде всего, отчет Доминика Каммингса основан на двух предположениях — возможности определить и строго измерить интеллект и возможности явно различить влияние наследственности и среды.

Профессор Роуз обращается к истории развития методов оценки интеллекта. Первоначально французский психолог Альфред Бине создал коэффициент интеллекта как оценку способностей одного человека относительно средних способностей в его возрастной группе. Для результатов тестов детей одного возраста подсчитывалось среднее, которое принималось за 100, и относительно этого значения оценивались баллы, набранные отдельным ребенком. Целью тестов было выделить учащихся, которым могло помочь в учебе дополнительное внимание учителей. В настоящее время тесты на коэффициент интеллекта рассматриваются не как относительная величина, а как характеристика человека, по которой можно ранжировать, наподобие роста. Существует мнение, что уровень коэффициента интеллекта обусловлен наследственностью и мало изменяется в течение жизни.

Критики использования коэффициента интеллекта (IQ) в качестве метода оценки умственных способностей человека отмечают методологические недостатки его определения и его ограниченность для оценки многочисленных аспектов интеллекта.

Сама природа теста IQ предполагает, что лучший результат будет при совпадении представлений о правильных ответах у испытуемых и у создателей теста, что не всегда верно для людей из различных культур. Данное соображение подкрепляется тем фактом, что результаты теста IQ хорошо коррелируют с успеваемостью в школе, но не позволяют предсказать, насколько человек будет успешен в дальнейшей жизни и карьере. Критики связывают это с тем, что тесты не учитывают сложно измеримые личные характеристики, например, прикладные и творческие способности, эмоциональный интеллект и многие другие.

Современные представления об умственных способностях учитывают их многогранную природу (теория множественности интеллекта). Умственные процессы обусловлены, по меньшей мере восприятием, вниманием, памятью и скоростью реакции, потому не следует сводить их оценку к единственному параметру.

Безусловно, столь сложное свойство личности обусловлено наследственностью. Многогранность умственных способностей человека и затруднения с их определением и измерением дополнительно осложняют следующий вопрос, о роли наследственности и влияний окружающей среды на их развитие и проявление.

Большинство полногеномных исследований по поиску значимых генов, влияющих на умственные способности, не привело к результатам. Сложные поведенческие черты, составляющие интеллект человека, зависят не только от сотен генов, но и от множества взаимодействий между геномом и средой в процессе роста и развития человека.

Современные научные данные говорят о том, что даже обнаружение генов, отвечающих за умственные способности человека, не будет способствовать практическому применению этого знания в виде создания индивидуальных программ обучения. Данным выводом и утверждением об ошибочности мнения Доминика Каммингса профессор Роуз завершил колонку.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также