Чем лучше моторные навыки ребенка, тем выше его успеваемость в школе

11.01.2013 Школьники

Чем лучше моторные навыки ребенка, тем выше его успеваемость в школе

Недостаточно развитые моторные навыки у детей в возрасте 8 лет связаны с ухудшением успеваемости к 16 годам из-за гиподинамии и развивающегося ожирения. Кардиореспираторные тренировки такого влияния на успеваемость не оказывают.

Автор исследования Марко Кантомаа (Marko Kantomaa) из Исследовательского центра спорта и здоровья (Research Center for Sport and Health Sciences) в Йвяскюля, Финляндия, отмечает, что неблагоприятные физические последствия гиподинамии для детей давно и хорошо известны, однако пока проведено лишь небольшое число исследований, анализирующих влияние малоподвижного образа жизни в детстве на когнитивные навыки и успеваемость детей в школе.

В ходе своего исследования доктор Кантомаа и его коллеги обратились к данным финского исследования 1986 года Northern Finland Birth Cohort, которое содержит информацию о 9432 новорожденных, появившихся на свет в Оулу и Лапландии между 1 июлем 1985 и 30 июнем 1986 годов. Состояние их физического здоровья и умственного развития оценивалось при рождении, в возрасте 7-8 лет и затем — в 15-16 лет. Для исследования ученые отобрали данные о 8061 ребенке (4126 мальчиков и 3935 девочек), чья успеваемость в школе также была известна. Моторные навыки и координация детей оценивались исходя из опроса родителей, которые описывали, как часто и успешно их дети играют в мяч и другие подвижные игры, а также насколько часто они натыкаются на предметы или падают.

В целом в 8-летнем возрасте моторные навыки мальчиков оказались слабее, чем моторные навыки девочек, хотя мальчики проводили гораздо больше времени за подвижными играми (32,8 часа в неделю против 28,7 часа в неделю у девочек). При этом в возрасте 16 лет успеваемость девочек в школе оказалась несколько выше, чем успеваемость мальчиков. Частые кардиореспираторные тренировки и хорошие показатели функций легких такого эффекта на обучение не оказали. Кроме того, мальчики гораздо чаще страдали ожирением и гиподинамией к 16 годам, чем девочки. Из этого можно сделать вывод, что физическая активность и хорошая координация движений улучшает успеваемость в школе, а гиподинамия и ожирение — снижают.