Человекоподобные роботы научат детей-аутистов общаться

03.09.2014 Развитие

Человекоподобные роботы научат детей-аутистов общаться

Исследователи из Университета Южной Калифорнии обнаружили, что роботы могут помочь детям с расстройствами аутистического спектра получить новые навыки и улучшить социальное поведение. Дети, подражая умным машинам, усвоят новые модели поведения. Роботы будут направлять их с помощью специальных подсказок.

Команда исследователей считает: робототехника может пригодиться многим людям, например, пациентам с болезнью Альцгеймера или детям с расстройствами аутистического спектра. В данном исследовании ученые следили за тем, как дети с расстройствами аутистического спектра реагировали на человекоподобных роботов, применявших определенную технику для формирования поведения. Она подразумевает постепенное внедрение все более конкретных подсказок, направленных на то, чтобы помочь человеку обрести новые или восстановить утраченные навыки.

Ученые разделили 12 детей с высокофункциональным аутизмом на две группы, экспериментальную и контрольную. Дети играли с роботом в игру на подражание. Им нужно было повторять за машиной 25 различных положений рук. Когда дети в обеих группах воспроизводили положение правильно, в глазах робота появлялся зеленый свет, он кивал или говорил: «Хорошая работа!» Когда ребенку в контрольной группе не удавалось имитировать положение рук робота, машина просто повторяла команду без изменения.

Участникам же экспериментальной группы, которые не справлялись с заданием, робот предлагал разные подсказки. Сначала он произносил только отдельные слова-сигналы, а затем давал более подробные инструкции или вновь демонстрировал фигуру. Исследование показало: результаты детей, получавших от роботов отклик, улучшались и поддерживались на высоком уровне. У тех, кто не получал подсказок, результаты ухудшались или оставались прежними. Кроме того, специальные роботы оказались хорошими помощниками для таких детей.

Ученые считают: их выводы распространяются на повседневную деятельность. Так, если ребенок-аутист увидит, как его сверстники играют, он тоже сможет играть, повторяя за ними. Исследователи надеются, что в ближайшие 10 лет у детей с расстройствами аутистического спектра появятся личные роботы, которые помогут им в решении повседневных задач и научат взаимодействовать с другими.